Алкон Елена Мееровна

Доктор искусствоведения
Профессор

Должность: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: профессор
Общий стаж работы: 36 лет
Стаж работы по специальности: 33 года
Преподаваемые дисциплины: «Гармония», «Сольфеджио», «Теория музыки», «Музыкальная педагогика и психология», «Основы научных исследований», «Преддипломная практика», «Профессиональное музыкальное образование: история, теория, методология», «Теория и практика современного образования»,«Теория музыки».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.04 Искусство народного пения, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.03 Искусство народного пения,  53.05.01 Искусство концертного исполнительства.

Родилась в поселке Обозерский Плесецкого района Архангельской области в семье офицера. Начала заниматься в классе фортепиано в ДМШ г. Кушка (ТССР) в классе Тамары Александровны Копоть. Продолжила обучение в ДМШ г.Чарджоу, затем в ДМШ № 1 им. Сергея Прокофьева во Владивостоке в классе выпускницы музыкального училища им. Гнесиных Музы Михайловны Щербаковой.
В 1975 году поступила на фортепианное отделение Владивостокского музыкального училища, затем перешла на теоретическое отделение, которое окончила с отличием в 1979 году.
С 1979 по 1984 гг. обучалась на музыковедческом отделении Дальневосточного государственного института искусств во Владивостоке. Дипломную работу писала в классе кандидата искусствоведения Сергея Борисовича Лупиноса, выпускника ГМПИ института им. Гнесиных. После окончания вуза в 1984 году начала работать преподавателем на кафедре теории музыки. В 1986 году поступила в аспирантуру ВНИИ искусствознания (г.Москва). В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальная теория древней и средневековой Индии (ладотональный аспект)», специальность 17.00.02 музыкальное искусство (научный руководитель – доктор искусствоведения Изабелла Рубеновна Еолян).

В 2002 году защитила докторскую диссертацию «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное» по специальности 17.00.02 музыкальное искусство в Российском институте истории искусств (г. Санкт-Петербург).
С 1991 года – доцент, с 2003 года – профессор кафедры теории музыки Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ).

С 2010 года – профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных.

Член Диссертационного совета при РАМ имени Гнесиных, Общества теории музыки.

Принимала участие в более чем 45 научных мероприятиях – конференциях, конгрессах и симпозиумах: «Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность» (Душанбе, 1990), «Проблемы культуры Дальнего Востока» (Владивосток, ДВГИИ, 1991-1993), «Периферия в культуре» (Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория, 1993), «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад» (Владивосток, 1994 – 2008, 2011, 2014, 2016), «Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему» ( Владивосток, 1996), «Культура ХХI века: человек, общество, космос» (Владивосток, 1996, 1997), «Проблемы сознания в трудах индийских философов и современные аспекты человеческой деятельности» (Владивосток, ДВГУ, 1997), «Культура и религия на Дальнем Востоке: история и современность» (Хабаровск, ХГИИК, 1997), «Дни славянской письменности и культуры» (Владивосток, 1998), «А.С.Пушкин: эпоха, культура, творчество» (Владивосток, ДВГУ, 1999), «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2000), «РОССИЯ – ИНДИЯ. Взаимодействие в области культуры, науки и образования» (Владивосток, ДВГУ, 2002), «И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2010), «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург, 2010, 2011, 2012), «Романтизм: истоки и горизонты» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2011), «Петербургское приношение Моцарту» (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2011, 2012), Интернет-конференция «Музыкальная наука на постсоветском пространстве-2011, 2014-2015, Москва, РАМ имени Гнесиных), Первый Конгресс Общества теории музыки «Теория музыки – многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы» (Санкт-Петербург, 2013), «Музыковедение в XXI веке. Россия—Германия: диалоги и параллели» (Москва, РАМ имени Гнесиных, 2013), «М.И.Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации: к 210-летию со дня рождения» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2014, организатор и докладчик), «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики» (Москва, РАМ имени Гнесиных, 2016), «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры» (Москва, Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016), «Моцарт и его время» (Москва, Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2016).
Сфера научных интересов: музыкальное мышление, музыкальная семиотика, методология музыкознания, антропология музыки, этномузыкознание, полифония, музыкальная психология.

Список публикаций

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2019 год – курсы по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе»
2019 год – курсы по теме: «Охрана труда»