Академия

Ректор

Рыжинский Александр Сергеевич

Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных
Лауреат Премии Правительства РФ
Доктор искусствоведения
Профессор
Кафедра хорового дирижирования

После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ им.Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская). В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX  века».

Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».

Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство.

Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).

В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО “Российская академия музыки имени Гнесиных” №1 от 29.30.2019.

На кафедре хорового дирижирования РАМ им.Гнесиных преподает с 2009 года.

В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:

  • «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
  • «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
  • «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
  • «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
  • «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
  • Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
  • Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).

Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).

Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.

А.С. Рыжинский – автор монографии «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, трех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, а также ряда статей.
Среди них:

  • Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
  • Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
  • Рыжинский А.С. «Феномен итальянской хоровой музыки второй половины XX века: новый взгляд на знакомое искусство» // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2011. №1. С.174–188;
  • Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство /  РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
  • Рыжинский А.С. Слово в пространстве хоровых сочинений Луиджи Ноно 1950-х годов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. №5. С.244–250.
  • Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
  • Рыжинский А.С. «Нелинейное мышление и его влияние на композиторское творчество (на примере хоровых сочинений Луиджи Ноно)» // Философия и искусство: Материалы II Международной конференции / Отв. редактор Т.П. Заборских. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.122–128;
  • Рыжинский А.С. «“Эпитафии Федерико Гарсиа Лорке” Луиджи Ноно: рождение “красного авангардиста”» // Музыка и время. 2013. №2. С. 60–65;
  • Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и  настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии.Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
  • Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
  • Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
  • Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
  • Рыжинский А.С. «“Три греческих стихотворения” Бруно Мадерны: к вопросу о развитии серийно-додекафонного метода в итальянской музыке 1940-х годов» // Проблемы музыкальной науки. 2015. №1. С.103–107.
  • Рыжинский А.С. Фактурные и тембровые новации в итальянской хоровой музыке второй половины XX века // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №3. С. 286–304
  • Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
  • Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
  • Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592 и др.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы по теме: «Новое в методике преподавания дирижирования хором в учреждениях высшего профессионального образования»
2016 год – курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»
2017 год – курсы по теме: «Совершенствование деятельности аккредитованных экспертов в условиях реализации государственной услуги по аккредитации в электронном виде»
2018 год – курсы по теме: «Подготовка руководителей экспертных групп, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности»

История

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА ЕЛ.Ф.ГНЕСИНОЙ

ИЗ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

Предыстория

Дом на Собачьей площадке, где с 1900 по 1962 г. располагались учебные заведения имени Гнесиных

     Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве.  С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев – воспитанников учебных заведений всех поколений. Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (в тот период это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).

    Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые из них – Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина – сами стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.

Семья Гнесиных. Сидят: Михаил Фабианович, Елена Фабиановна; стоят: Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек, Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина. 1945 г.

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных – ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин – создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (вызванное нежеланием открывать второй музыкальный вуз в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи.

Главные вехи истории

    В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания,  явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в  ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения.  Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваториями. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С.Илюхин).  В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки (первый заведующий – дирижер Е.А.Акулов) и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К.Мешко), а  в 1985 г. возникла и кафедра хорового и сольного народного пения, музыкального искусства эстрады (1984, первый заведующий кафедрой – Е.В.Овчинников), звукорежиссуры (1987, основатель – П.К.Кондрашин). Постоянный рост количества студентов и специальностей приводил как к разделению по более узким специализациям больших кафедр, так и к возникновению новых, связанных с открытием новых специализаций для студентов. Эта тенденция началась еще в 1960-х годах и продолжилась в  XXI веке.
Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации – все это сделало к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус.
После установки в Академии нескольких органов в 1998 г. был открыт прием органистов (с 2009 г. действует и кафедра органа и клавесина под руководством А.В.Фисейского). В новом столетии процесс открытия новых факультетов и кафедр интенсифицировался: возникает продюсерский факультет (вначале отделение менеджмента, инициатор – Д.К.Кирнарская), затем – фольклорный факультет (в 2012 г.). Все специальности дирижеров в 2012 г. были объединены на дирижерском факультете, при этом возникают новые кафедры: оперно-симфонического дирижирования, национальных инструментов России (первая заведующая – Л.Я.Жук). Новые кафедры были открыты и на историко-теоретико-композиторском факультете: это кафедры музыкальной педагогики и прикладного музыкознания, что было связано с появлением целого ряда новых специальностей.
С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И.Харьков, 1958 г., преобразована в 1993 г. в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур), физиологии фонации (руководители – Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин, 1962 г.), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В.Лобанов, 1968 г.). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации (с 1970 г. по исполнительским специальностям действует ассистентура-стажировка). В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректорам по научной работе А.А.Иконникову (1959-70 г.) и Ф.Г.Арзаманову (1975-85 г.).
По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И.Авратинер. В 2002 г. был открыт новый филиал Академии – в Ханты-Мансийске.

Здание вуза

Дом Хомякова на Собачьей площадке, где в 1932-62 г. работали учебные заведения имени Гнесиных и где начинал свою работу Институт им.Гнесиных.

Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в конце 1943 г. Основная часть здания была построена в сентябре 1946 г., став первым зданием, выстроенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен (в 2012 г. надстроен еще один этаж), а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал – «Музыкальную гостиную» – в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой» (или «Доме Охотникова – памятнике архитектуры XIX века, переданным в ведение ГМПИ им.Гнесиных в 1951 году).

Новые специальности

Проект здания на улице Воровского (ныне Поварской). Архитектор А.В.Тишин, 1937 г.

    Обучение по многим специальностям музыкантов впервые в нашей стране появилось именно в Гнесинских учебных заведениях. В 1932 г. впервые открыт класс детского сочинения в Детской школе-семилетке. Вскоре в Училище открыто отделение музыкальных работников радиовещания (работало до 1939 г.). В 1948 г. –создан факультет народных инструментов в ГМПИ им.Гнесиных с обучением на баяне, балалайке, домре и дирижированию оркестром народных инструментов. В 1961 г. в училище появилось отделение музыкальной комедии, позже называлось «артистов музыкального театра» (работало до 2000 г.). В 1966 г. – отделение дирижеров народного хора. В 1973 г. – класс саксофона в институте и эстрадно-джазовое отделение в училище (с 1994 г. стало самостоятельным училищем). В 1973-1977 гг. в училище также было обучение по специальности «артист кукольного театра», а в 1978-1983 – «артист цыганского театра». В 1978 г. в вузе создано «Экспериментальное отделение сольного народного пения» (ныне – сольного народного пения в составе фольклорного факультета). С 1980 г. работает класс гитары. В 1984 г. открыто отделение музыкального искусства эстрады в институте (специализации – инструментальное джазовое исполнительство и эстрадного пения), с 2008 г. – факультет. С 1986 г. появилось обучение на гуслях. В 1987 г. создано отделение музыкальной звукорежиссуры. С 1998 г. ведется обучение на органе как основной специальности (без совмещения с другими). Отделение музыкального менеджмента создано в 2000 г., в 2005 г. преобразовано в продюсерский факультет. В 2012 г. открыты специализации «музыкальная журналистика», «этномузыкология» на отделении музыковедения.

Руководители вуза

Мемориальный музей-квартира Ел.Ф.Гнесиной при РАМ им.Гнесиных. В кабинете Елены Фабиановны

     Бессменным руководителем института до конца жизни была заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 – художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она  сумела сплотить вокруг себя  музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки, заслуженный деятель искусств РСФСР  Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. – ректором института. В 1971-79 г. ректор – известный хормейстер, народный артист СССР, профессор В.Н.Минин. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял народный артист РФ, профессор С.М.Колобков – выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе в 1973-79 г.).  В 1981-84 г. ректором Института-Академии был скрипач, участник Квартета им.Бородина, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Я.П.Александров, в 2000-08 г. – пианист, заслуженный деятель искусств РФ, профессор М.Н.Саямов. С 2008 г. вуз возглавляет Г.В.Маяровская – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук.

Выдающиеся педагоги-корифеи, работавшие в Академии

     В течение всей истории вуза здесь преподавали легендарные музыканты. Среди многих выдающихся педагогов прошлого:
пианисты – К.Х.Аджемов, А.А.Александров, Б.М.Берлин, О.Д.Бошнякович, А.И.Ведерников, М.И.Гринберг, Т.Д.Гутман, А.Л.Иохелес, Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин, А.Г.Скавронский, Г.А.Туркина, С.Е.Фейнберг, Я.В.Флиер, М.В.Юдина, скрипачи – Х.С.Ахтямова, П.А.Бондаренко, В.Т.Спиваков, М.И.Фихтенгольц, А.И.Ямпольский, Ю.И.Янкелевич, виолончелисты –  В.А.Берлинский, А.К.Власов, А.Я.Георгиан, С.М.Козолупов, В.Л.Кубацкий, Ф.П.Лузанов, Н.Н.Шаховская, альтист В.В.Борисовский, арфистки К.А.Эрдели, К.К.Сараджева, контрабасист В.В.Хоменко, трубачи М.И.Табаков, Т.А.Докшицер, гобоист И.Ф.Пушечников, певцы –  Н.А.Вербова, З.А.Долуханова, П.М.Норцов, М.О.Рейзен, Н.И.Сперанский, Н.Д.Шпиллер, А.А.Эйзен, дирижеры – К.Д.Абдуллаев, С.Г.Делициев, Н.М.Михайлов, Н.Н.Некрасов, С.С.Сахаров, Н.П.Сергеев, С.И.Скрипка, С.З.Трубачев, режиссеры Г.П.Ансимов, Б.А.Покровский, Ю.А.Сперанский, музыковеды – А.Д.Алексеев, В.П.Бобровский, Н.А.Гарбузов, Ю.К.Евдокимова, В.Д.Конен, Б.В.Левик, Л.А.Мазель, М.С.Пекелис, А.В.Руднева, И.Я.Рыжкин, С.С.Скребков, В.Э.Ферман, Р.К.Ширинян, композиторы – Ф.Е.Витачек, М.Ф.Гнесин, Г.И.Литинский, Н.И.Пейко, А.И.Хачатурян, Б.А.Чайковский, А.Г.Чугаев, В.Я.Шебалин, Ю.Н.Шишаков, хормейстеры – С.Д.Гусев, Н.В.Кутузов, В.С.Локтев, Н.К.Мешко, В.С.Попов, К.Б.Птица, Г.Д.Рождественская, А.А.Юрлов, балалаечники А.С.Илюхин, П.И.Нечепоренко, М.Ф.Рожков, баянисты Ю.А.Вострелов, В.П.Кузовлев, А.Е.Онегин, А.А.Сурков, эстрадные певцы Г.М.Великанова, И.Д.Кобзон, Л.В.Лещенко…

Студенческие коллективы

    Еще в 1947 г. был создан Академический хор студентов на дирижерско-хоровом факультете (первые руководители – С.И.Лаппо, А.Б.Хазанов, в дальнейшем среди руководителей хора были А.В.Рыбнов, А.А.Юрлов, В.О.Семенюк). В 1948 г. основан и Симфонический оркестр (особо плодотворные годы его работы связаны с руководством О.М.Агаркова и Т.К.Мынбаева). В 1949 г. началась деятельность Оркестра русских народных инструментов (в настоящее время называется «Душа России», первый руководитель – П.И.Алексеев, долгое время им руководил С.М.Колобков) и Академического хора заочного отделения (первый хормейстер – Н.В.Шварц), а в 1952 г. – оркестра баянистов и аккордеонистов (ныне называется “Ad libitum”). В 1959 г. Г.С.Талаляном и А.Д.Готлибом создан  Камерный оркестр, который стал первым самостоятельным коллективом, гастролировавшим по плану Союзконцерта (в 2000 г. его деятельность возобновлена Т.К.Мынбаевым). В 1970-е годы  целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов: среди них и Московский государственный академический камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный  ансамбль под руководством Д.Покровского. Из хора мальчиков, организованного В.А.Судаковым при Институте в 1958 г., позднее сформировалась капелла, ныне являющаяся Московской концертной капеллой им. В.А.Судакова.
С самого начала существования института постоянно давались полные оперные спектакли силами студентов, готовившихся в оперном классе. Особый масштаб эта работа приобрела после открытия Концертного зала в 1958 г. В 1976 г. по инициативе Ю.А.Сперанского спектакли стали даваться регулярно, по принципу театра-студии. В 1978 г. официально была создана Оперная студия, ныне являющаяся Театром-студией оперы им. Ю.А.Сперанского, за годы своей работы выпустившим около 30 премьер.
Созданные новые отделения создавали свои коллективы: так возникли Народный хор, многочисленные фольклорные коллективы (ансамбли «Золотица», «Купина» и другие, пользующиеся большой любовью слушателей), джазовые ансамбли, в том числе джазовый оркестр «Академик-бенд» (руководитель А.О.Кролл). В 1980-е годы появились и новые большие оркестры: духовой оркестр и Русский концертный оркестр (руководитель Б.С.Ворон, ныне – под названием «Академия»), в 2000-е – ряд камерных коллективов и ансамблей. Почти все многочисленные коллективы Академии в настоящее время часто выступают на разных концертных площадках Москвы, других городов и выезжают за рубеж.

Выпускники