home

Вы здесь

Научно-археографический совет

Научно-археографический совет в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных существует уже более 20 лет. Его организации предшествовал достаточно долгий период подготовки. Торжества 1988 г., посвященные празднованию 1000-летия Крещения Руси во многом способствовали возрождению в России интереса к церковному пению. На этой волне в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (позднее переименован в Академию) возникает группа единомышленников – С.П. Кравченко, Е.Е. Шавохина/Полоцкая, Н.В. Заболотная – заинтересованных в изучении и пропаганде знаний о величайшем музыкальном наследии Древней Руси. Налаживаются контакты с Издательским отделом Московского Патриархата – благодаря поддержке митрополита Питирима и Анатолия Иннокентьевича Шатова (впоследствии – председателя Общества древнерусской музыкальной культуры). Институт посещают такие крупные зарубежные исследователи как Милош Милорадович Велимирович и Николай Шидловский. Усилия ученых в то время были направлены главным образом на дешифровку древнейших нотированных памятников с целью их глубокого освоения – издания, исполнения, всестороннего изучения. Наиболее значимые результаты получили отражение в материалах международных конференций 1991–1994 годов, опубликованных в сборнике «Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика», вышедшем в РАМ им. Гнесиных в 1994 году.

В 1993 году в РАМ им. Гнесиных была открыта специальная секция медиевистики, благодаря активной деятельности ее идейного вдохновителя, основателя и бессменного руководителя Н.В. Заболотной. Первоначально секция входила в состав Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных культур, функционируя в содружестве с фольклористами Академии (до 2013 г.). Тогда же были сформулированы основные задачи, стоящие перед ее сотрудниками: научные (каталогизация древнейших певческих рукописей, разработка электронных форм учета и хранения информации о нотированных рукописных источниках, проведение диссертационных исследований, организация конференций и публикация научных результатов) и учебные (разработка специальных разделов курса истории музыки, касающихся изучения церковного пения, включая подготовку учебных программ и пособий).

В первый состав секции медиевистики входили, помимо руководителя – Н.В. Заболотной (ныне – доктора искусствоведения, профессора), молодые начинающие ученые – Ю.В. Артамонова и Н.А. Шуровская/Потемкина. При поддержке гранта РГНФ  и техническом содействии В.Д. Вероцкого были разработаны уникальные программы по электронной каталогизации церковно-певческих рукописных памятников Древней Руси XII–XIV вв. Полученные результаты неоднократно представлялись на научных форумах различного формата. В дальнейшем они использовались в качестве материала диссертационных исследований и разного рода публикаций – статей и монографий. В 1998 г. успешно была защищена кандидатская диссертация Ю.В. Артамоновой «Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков», а в 2002-м – докторская диссертация Н.В. Заболотной «Древнерусская церковно-певческая книжность XI–XIV веков в историко-функциональном аспекте».

Со временем добавилась еще одна важная область изучения православной музыкальной культуры – колокольное искусство. Это направление возглавила А.Н. Горкина/Гусева, защитившая в 2003 году кандидатскую диссертацию «Музыкальная организация колокольных звонов» и впоследствии ставшая одной из основательниц Московского Колокольного Центра (ныне – руководит научно-исследовательским отделом этого Центра).

С 2012 года секция медиевистики стала существовать автономно от ПНИЛ, получив новое наименование – Научно-археографический совет (при кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных). Расширился не только состав Совета, но и сфера общих научных интересов. Главные направления деятельности: исследование Православного церковно-певческого наследия и колокольного искусства, разработка научных проектов по их сохранению, изучению и пропаганде, а также поддержание международных научных контактов  в этих областях.

Основные задачи Совета:

  • осуществление археографических исследований в различных рукописных хранилищах;
  • осуществление полевых кампанологических исследований колоколов и колокольных звонов в различных регионах России;
  • каталогизация  певческих рукописей и систематизация их научных описаний, паспортизация колоколов;
  • осуществление фундаментальных исследований в следующих направлениях: структурно-типологическом, историко-функциональном, региональном и ареалогическом, междисциплинарном, компаративном (в том числе по грантам российских и международных научных фондов, а также МК РФ);
  • издательская деятельность: подготовка к публикации  научных и учебно-методических работ, археографических описаний и каталогов, материалов конференций;
  • участие в международных и российских научных мероприятиях, посвященных обсуждению вопросов церковно-певческого искусства и кампанологии (конференциях, конгрессах, симпозиумах, семинарах);
  • осуществление научно-методической работы: разработка учебных материалов по специальным курсам вузов и среднего звена, изучение и разработка новых методик их преподавания, организация работы по повышению квалификации педагогов и аспирантов;
  • осуществление внутреннего и внешнего рецензирования и оппонирования научно-исследовательских и методических работ;
  • консультирование студентов, аспирантов, педагогов Академии, а также сотрудников других учебных, научных и творческих организаций по вопросам церковно-певческого искусства и кампанологии.

Совет продолжил активное сотрудничество и обмен исследовательским опытом с зарубежными учеными. Так, в частности, в 2008 году крупнейший болгарский специалист по теории церковной монодии Божидар Карастоянов провел цикл открытых встреч-лекций в стенах РАМ им. Гнесиных. Международные контакты осуществляются и в рамках конференций, и в процессе подготовки публикаций, и на уровне консультирования и рецензирования научных работ. Ю.В. Артамонова является членом совета Международного общества церковной музыки (ISOCM).

За время работы Секции/Совета достигнуты значительные успехи. Под руководством  Н.В. Заболотной было подготовлено и защищено около двух десятков дипломных работ, а также ряд кандидатских диссертаций, среди которых: «Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве (на материале певческих рукописей XI-XV вв.)» И.П. Шеховцовой (1997), «Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)» Н.А. Потемкиной (1999), «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XIX веков» А.Г. Хачаянц (2001), «Калофоническая стихира: поэтика жанра» В.В. Садоковой (2006), «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо» П.В. Терентьевой (2008), «Наука о церковном пении в трудах кн. В.Ф. Одоевского» О.Б. Шевцовой О.Б. (2012), «Духовно-музыкальные сочинения А.А. Алябьева: опыт текстологического исследования» Е.Д. Куценко (2013). В качестве научного консультанта Н.В. Заболотная руководила подготовкой трех докторских диссертаций: «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте» Полозовой И.В. (2010), «Русский колокол как музыкальный феномен» Гусевой А.Н. (2011), «Русское партесное многоголосие конца XVII–первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория» Плотниковой Н.Ю. (2013).

В настоящее время сотрудники Совета – Ю.В. Артамонова, Н.А. Потемкина, И.П. Шеховцова – работают над докторскими диссертациями в области изучения церковного пения различных национальных традиций. Продолжается и подготовка кандидатских диссертаций – Ж.В. Борововой (по старообрядческой певческой традиции), Е.Н. Садиковой (по русскому зарубежью), А.В. Кузькиной (по истории церковного пения XVII в.) – науч. рук. Н.В. Заболотная; А.С. Константиновой (по современному тульскому церковному пению) – науч. рук. И.П. Шеховцова. Регулярно проводятся научные отчеты сотрудников совета о проделанной архивной работе для обобщения ее результатов, а также обсуждения готовящихся публикаций и диссертаций.

Сотрудники Научно-археографического совета – непременные участники всех крупнейших и авторитетнейших научных форумов, посвященных церковному пению в России и за рубежом (ежегодные симпозиумы «Бражниковские чтения» в Санкт-Петербурге, регулярные конференции в МГК им. П.И. Чайковского, ПСТГУ, «Рождественские образовательные чтения», «Румянцевские чтения», «Макарьевские чтения», конференции в Казани Киеве, Будапеште, Вене, Юенсуу (Финляндия), Ванкувер (Канада)).

Советом ведется важная просветительская работа. Так, в частности, Е.Н. Садикова регулярно выступает с лекциями в просветительском центре Московской духовной академии (Сергиев Посад), в октябре 2012 она организовала круглый стол памяти отца Матфея (Мормыля) в Московской духовной академии, а в апреле 2013 – провела концерт памяти о. С.Трубачева, участвовала в создании радиопередач, имеет ряд интернет-публикаций. Н.А. Потемкина и И.П. Шеховцова на протяжении ряда лет читают лекции по церковно-певческому искусству студентам-искусствоведам МГАХИ им. Сурикова.

Члены Совета – участники продолжающихся крупных научных проектов. Они являются соавторами вышедших из печати и готовящихся томов серии «Русская духовная музыка в материалах и документах» (т. 7, 8, 9). Сотрудники Совета последовательно разрабатывают научные описания певческих рукописей из московских архивохранилищ. Это центральная тема коллективной работы в рамках совместного проекта с учеными-археографами Петербурга (ИРЛИ РАН, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова и РНБ), целью которого является составление Предварительного списка певческих рукописей отечественных фондов. На основе исследовательских проектов подготовлен ряд статей в журналы «Музыковедение», «Старинная музыка» и др., а также в сборники по материалам конференций.

В 2013 году усилиями сотрудников Совета были осуществлены выпуски сборников по материалам проведенных международных научно-практических конференций – «Православный звон: прошлое, настоящее, будущее» и «Музыкальная археография – 2013».

2014 год стал важнейшим для Совета. Усилиями сотрудников был организован фестиваль-конференция «Звучащий мир Древней Руси» памяти педагогов-гнесинцев А.А. Юрлова и С.З. Трубачева, прошедший с 19 по 21 ноября в РАМ им. Гнесиных. Он включил в себя целый ряд крупных мероприятий: научно-практическую конференцию, круглый стол, показ документальных фильмов о А.А. Юрлове и С.З. Трубачеве, обширную концертную программу с участием крупнейших хоровых коллективов, а также выставку в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф. Гнесиной. По материалам фестиваля-конференции был выпущен красочный буклет.

События фестиваля-конференции вызвали широкий общественный резонанс, о чем свидетельствуют публикации и выступления в СМИ. По материалам научной конференции готовится сборник «Музыкальная археография – 2014».

Год основания – 1993 (до 2012 г. – секция медиевистики в составе Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных культур;
с 2012 г. – Научно-археографический совет при кафедре истории музыки)

Основные направления деятельности:

  • археографические исследования в области церковного пения и кампанологии
  • каталогизация певческих рукописей
  • просветительство в сфере музыкальной медиевистики и современной церковно-певческой практики

Специальные издания Научно-археографического совета:

  • Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика: Материалы междунар. науч. конф. 1991–1994 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.
  • Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008.
  • Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. 29.10-01.11.2008 г. (к 50-летию ПНИЛ РАМ им. Гнесиных). М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
  • Музыкальная археография: Материалы междунар. науч.-практ. конф.14.05.2013. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.

 

Положение о Научно-археографическом секторе

 

@Mail.ru Rambler's Top100