home

Вы здесь

Горбенко Марина Георгиевна

Кандидат наук
Преподаватель высшей квалификационной категории

Образование:

  • Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (историко-теоретико-композиторский факультет), 1978 г., диплом с отличием. Специальность — Музыковедение.
  • Аспирантура ГМПИ имени Гнесиных, 1982 г.
  • Marymount International School (Рим, Италия): международные курсы IB, 1996 г. (Art/Design: International Baccalaureate)
  • Аспирантура Российской академии образования Института художественного образования (соискательство), 2006 г.

Педагогическая деятельность:

С 1972 ЧМУ им. П.И. Чайковского, преподаватель теоретического отделения;
С 1987 по настоящее время – ГМК им. Гнесиных, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Работа по совместительству:
1993–1994 НОУ Гимназия «Московская экономическая школа», преподаватель музыки, истории культуры

Звания и награды:

  • Ученая степень кандидата педагогических наук, 2006 г.
  • Звание «Ветеран труда», 2011 г.

Победы на конкурсах:

  • Всесоюзный конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов творческих вузов. Исследование: «Особенности формообразования в творчестве Ф. Листа (на примере третьей тетради из цикла «Годы странствий). Диплом I степени.1978 г.
  • Всесоюзный конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов творческих вузов. Исследование: «Витраж – художественная прамодель музыкальной системы О. Мессиана». Диплом II степени. 1980 г.

Грамоты (Министерство Культуры, РАО России, Правительство Москвы)

  1. Грамота Правительства Москвы, Департамента Образования города Москвы – Декабрь, 2001. «За плодотворную работу по подготовке учащихся – победителей интеллектуальных соревнований». (Председатель Московского комитета образования Л.П. Кезина)
  2. Грамота Правительства Москвы, Департамента Образования города Москвы – Май, 2004. «За успехи в формировании интеллектуальных, культурных и нравственных основ личности учащихся». (Руководитель Департамента образования города Москвы Л.П. Кезина)
  3. Грамота Российской Академии образования (РАО) – Май, 2004. «За активное участие в 2004-2008 гг. в процессе подготовки и выполнения Программы развития образовательной области «Искусство» и Программы междисциплинарного взаимодействия (Президент РАО Н.Д. Никандров)
  4. Грамота Российской Академии образования (РАО) – Май, 2011. «За многолетнюю высокопрофессиональную деятельность по реализации международных технологий в области культурологического образования в школе» (Президент РАО Н.Д. Никандров)
  5. Почетная Грамота Министерства Культуры Российской Федерации – Июль, 2011. «За большой вклад в развитие культуры» (Министр Культуры А.А. Авдеев. Приказ № 502-вн от 07.07.2011)

Грамоты, Дипломы, Благодарности (научные и образовательные учреждения России, СМИ)

  1. Грамота Института художественного образования Российской академии образования. – Апрель, 2001 (Директор института Л.В. Школяр. Зам директора по научной работе Л.Г. Савенкова)
  2. Похвальная грамота Московского комитета образования, Московского института художественного образования. – Май, 2002 г. «За наиболее полное воплощение идей мировой художественной культуру в исследовательских работах и за высокую культуру презентаций» (Ректор МИОО А.Л. Семенов)
  3. Грамоты Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных. (Директор колледжа Т.Г. Петрова, зам директора О.Е. Мишина)
  4. Грамота Редакции Всероссийского журнала «Искусство в школе» - Апрель, 2002. «За высокое педагогическое мастерство, проявленное при руководстве исследовательских работ учащихся» Главный редактор журнала «Искусство в школе», доктор психологических наук, член Союза художников России А.А. Мелик-Пашаев)
  5. Грамота Института художественного образования РАО. – Май, 2002. «За научно-исследовательский и творческий подход в процессе освоения преподавания музыки и мировой художественной культуры». (Директор института Л.В. Школяр. Зам директора по научной работе Л.Г. Савенкова)
  6. Грамота Московского музыкального форума «Одаренные дети». – Январь-Март, 2001. «За высокую нравственность в XXI веке». (Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Министр культуры Российской Федерации М.Е. Швыдкой, Министр образования РФ В.М. Филиппов, Учредитель Московского Форума ректор ИГУМО, профессор Н.Ф. Апатенко)
  7. Грамота Московского Комитета образования.- Декабрь, 2008 г. «За высокий уровень подготовки творческих проектов на городской экологический Всероссийский конкурс исследований «Мы и Биосфера».
  8. Грамота Московского комитета образования, Московского института художественного образования. – Декабрь, 2009г. «За глубину раскрытия тем и творческий подход в исследованиях проблем экологии в искусстве». Всероссийский конкурс исследований «Мы и Биосфера».
  9. Грамота НОУ Гимназии «Московская экономическая школа» с присвоением звания «Учитель года».– Май, 1998. «За большой вклад в развитие школы» (Председатель Правления и Президент МЭШ Ю.Х. Шамилов).
  10. Грамота НОУ Гимназии «Московская экономическая школа» с присвоением звания «Учитель МЭШ» и вручением «Золотого Значка МЭШ». – Май, 1999. «За выдающиеся достижения в обучении и воспитании студентов» (Председатель Правления и Президент МЭШ Ю.Х. Шамилов).
  11. Благодарность Московского Комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования. – Апрель, 2000. (Ректор МИПКРО А.Л. Семенов)
  12. Благодарность Московского Комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования. – Апрель, 2002. (Ректор МИПКРО А.Л. Семенов)
  13. Благодарность Департамента образования, Московского института открытого образования города Москвы. – Апрель, 2003. «За творческое отношение к предмету и активное участие в городском конкурсе исследовательских проектов» (Ректор МИОО А.Л. Семенов, Зав. Кафедрой эстетического образования и культурологии М.А. Фоминова)
  14. Благодарность Департамента образования, Московского института открытого образования города Москвы. – Май, 2005. «За творческий подход к организации проектно-исследовательской работы» (Ректор МИОО А.Л. Семенов)
  15. Благодарность Департамента образования, Московского института открытого образования города Москвы. – Апрель, 2006. «За подготовку учащихся, занявших призовые места и Дипломы в городском конкурсе исследовательских проектов «Культура XXI века: между прошлым и будущим».

Публикации и методические работы:

  1. Горбенко М.Г. К вопросу о моделировании системы музыкального мышления на основе психологии восприятия. /Тезисы 45-й научно-творческой конференции. – Киев, 1978.
  2. Горбенко М.Г. Французская музыка XX века: лабиринты творчества. /Тезисы научно-творческой конференции. - Таллин, 1979.
  3. Горбенко М.Г. О возможности психологического подхода к проблеме музыкального мышления. /Тезисы третьей Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов. – Свердловск, 1981.
  4. Горбенко М.Г. О методах анализа пространственных и цветосветовых ассоциаций в музыке (на примере творчества О. Мессиана). /Депонированная рукопись. Информцентр, библиографический указатель серии «Музыка». - М.: 1982, № 12.
  5. Горбенко М.Г. О восприятии музыкальной формы. / М.Г. Горбенко // Депонированная рукопись. Информцентр, библиографический указатель серии «Музыка». – М.: 1982, № 12.
  6. Горбенко М.Г. Об индивидуальном в музыкальной драматургии О. Мессиана / М.Г. Горбенко // Проблемы музыкальной драматургии XX века: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных; под ред. В.М. Цендровского. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. – Вып. 69. – С. 119-138.
  7. Горбенко М.Г. Память культуры и культура памяти: готические идеи в поэтике М. Волошина. / М.Г. Горбенко //Феномен культуры: проблемы теории и истории: Сб. науч. тр. ЧИМ /ред. В.С. Цуккермана. – Челябинск, 2000. –С. 125–133.
  8. Горбенко М. Г. Зримая музыка в технике космопластики И.П. Лаврова./ М.Г. Горбенко //Феномен культуры: проблемы теории и истории: Сб. науч. тр. ЧИМ. Вып.2. – Челябинск, 2004. – С. 77-86.
  9. Горбенко М.Г. Стратегия учебного процесса в формировании мыслительной деятельности учащихся /Современные проблемы методологии теории и практики музыкального образования: Тезисы докл. межвузовской научно-практической конференции. ЧИМ (Челябинский Институт музыки им. Чайковского). – Челябинск, 2004. – С. 46-48.
  10. Горбенко М.Г. Учебный процесс как условие и способ организации мышления учащегося. / Горбенко М.Г. //Психолого-педагогические проблемы музыкального образования: Сб. науч. ст. / ред. кол. И.В. Безгинова, О.В. Волкова, Я.Т. Жокупова. – ЧИМ. – Челябинск: 2004. –С. 49–52.
  11. Горбенко М.Г. Спецкурс: Искусство как способ познания мира.//Вертикаль развития: 3/21/2004.
  12. Путешествие к музам. Сб. Исследовательских работ уч-ся // Вступ.ст. и ред. М.Г. Горбенко. – М.: МИОО, 2004.
  13. Горбенко М.Г. Музыкальное мышление как один из видов художественного мышления. / М.Г. Горбенко// Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: Межвузовский сб. ст. /ред.- сост. Н.П. Наумова. – Челябинск: ЧИМ, 2005. –С. 79–84.
  14. Горбенко М.Г. Международное образование и проблема развития исследовательской деятельности в классах мировой художественной культуры и музыки. //Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. ст./ Ред. Е.П. Кабкова. – М.: ИХО РАО; М.: ТГУ, 2005.
  15. Горбенко М.Г., Алтунина Ю. Война и искусство //Вертикаль развития: 2/24/2005.
  16. Горбенко М.Г., Слесарчук А. «Ожившие картины»: опыт работы секции «Visual art»..//Вертикаль развития 2/24/2005.
  17. Путешествие к музам. //Мультимедиа проект: CD № 1, 3. Ред. М.Г. Горбенко. – М.: Издательство МИОО, 2005.
  18. Горбенко М.Г. Международное образование и новые технологии в построении курса «Мировая художественная культура» //Музыкальные традиции современной России: Материалы Международной науч. конф. - Челябинск: ЧИМ. – Вып.2. – 2006. – С. 240-245.
  19. Горбенко М.Г. История культуры: концепция построения интегрированного курса МХК //Российская художественная педагогическая школа: стратегия регионального развития: материалы Ш Всероссийской науч.-практ. Конференции (Ред.-сост. Г.А. Рубан. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
  20. Горбенко М.Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (из опыта российского и международного образования). //Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. М.: ИХО РАО, 2006. – 204 с.
  21. Горбенко М.Г. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (из опыта российского и международного образования). //Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: ИХО РАО, 2006. –19 с.
  22. Горбенко М.Г. История культуры: феноменологическое понимание нового образа современной гармонии / М. Г. Горбенко // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством: сб. науч. ст. / под ред. Л.Г. Савенковой – М.: ИХО РАО, 2007. – С. -154 -185.
  23. Горбенко М.Г. О синтезе звукового и красочного в музыкальном искусстве: синестезия в творчестве О. Мессиана / М.Г. Горбенко // Феномен культуры: проблемы теории и истории: сб. науч. тр. / науч. ред. – сост. И.В. Безгинова. – Челябинск, 2010. – С. 47– 58.
  24. Горбенко М.Г. Развитие исследовательского мышления как образова – тельная стратегия /М.Г. Горбенко //Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: межвуз. сб. науч. ст. / науч. ред. И.Г. Дымова, сост. Н.П. Наумова. – Челябинск: ЧГИМ, 2010. – Вып 2. – С. 71–80.
  25. Горбенко М.Г. Исследовательские умения и навыки как психологическая проблема. / М.Г. Горбенко //Музыкознание и музыкальное образование: современные традиции: межвуз. сб. науч. ст. /науч. рук. И.Г. Дымова, сост. Н.П. Наумова. – Челябинск: ЧГИМ, 2010. – Вып 3. – С. 62–68.
  26. Горбенко М.Г. Международный бакалавриат сегодня: новые образовательные концепции России. Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: Сб. тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции посвященной 75-летию профессионального музыкального образования Южного Урала (17 ноября 2010)/ Науч. ред. Е.Р. Сизова, сост. Я.Т. Жокупова. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. – С. 141–144.
  27. Анализ музыкальных произведений: учебно-методический комплекс для музыкальных колледжей, училищ по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» («Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты») / сост. М.Г. Горбенко, канд. пед. наук, преподаватель Государстенного музыкального колледжа имени Гнесиных. – М., 2011. – 100 с.
  28. Самюэль Клод. Беседы с Оливье Мессианом /пер. с фран. М.Г. Горбенко. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. – 96 с.
  29. Переводы программных материалов по музыке в системе международного образования (с англ.): International Baccalaureate Organization. Middle Years Programme. Arts Guide. – Cardiff, 2008 (первые три части);
    Arts Guide. – Cardiff, 2009-10.

                 
Мастер-классы:

  1. Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных.
    ЕЖЕГОДНО: лекции, мастер-классы, открытие уроки на курсах повышения квалификации для педагогов музыкальных училищ, колледжей, вузов России (с 2000 до н/в).
  2. 1995 — Открытый семинар по курсу «Современная музыка». Показ и методический комментарий к работам студентов теоретиков по композиции (Малый зал ГМК – демонстрация работ Васильева А., Булгаковой М., Абакумова А., Кочаровой А., Мальцевой Н. и др.).
  3. 1996 — Открытый семинар по теме: «Нетрадиционные формы работы по гармонии».
    Презентация творческих работ студентов фортепианного отделения по сочинению музыки (Mалый зал ГМК - стилевые эскизы Никольской Ю., Спасского Б., Сафоновой А., Золотаревой Ю. и др.).
  4. 1997 — Открытый урок: «Игра модуляций по гармонии студентами струнного отделения» (Салимов П.. Юрьева Т, Корзанов К., Маргогина М., Машукова М. и др.).
  5. ЧИМ им. Чайковского. 1994 — мастер-классы. Научно-методическая помощь: редактирование учебных и научных изданий - 2001-2008 гг.; рецензирование учебно-методических комплексов — 2009-2011 гг.
  6. 2000 — Семинар в Методическом центре ЦАО демонстрация лучшей практики (фрагменты уроков международных школ России).
  7. 2002 — Горбенко М.Г. Система оценивания по программе IB MYP /Выступление на Международной конференции: «Performing Arts: Music in the Middle Years Programs». - Бургос (Испания).
  8. Мастер-классы: «Методика обучения и оценивания по программе “Performing Arts/MUSIC” IBMYP» для учителей международных школ.
    Состоялись в ЦАО г. Москвы 29 ноября 2008 г. Организован АШМБ (Ассоциацией школ международного Бакалавриата)- Лекции и практические занятия (8 часов).
  9. Научный семинар для педагогов международных школ Москвы, Литвы и Казахстана. — Горбенко М.Г. — Руководитель и ведущая 12-часовых курсов. Семинар организован на базе IBSA для учителей музыки, работающих по программам IBO. – М., 2009.
  10. Горбенко М.Г. Performing Arts/Music: стратегия продуктивного образовательного процесса. /Ведущая Секции № 4 на международной конференции «International Baccalaureate: quality of education in the XXI century». - Самара, 2010.
    Темы презентаций:
    «Performing Arts/Music: стратегия продуктивного образовательного процесса»;
    «Педагогические компетенции: как оценить творческий процесс?».
  11. Международная конференция: 15-летие IB в России. Горбенко М.Г. Работа со студентами Секции «Arts»: публичная презентация. – Москва, 2011.
  12. Горбенко М.Г. Music, Drama and Visual Art in the IB MYP Program /Выступление на международной конференции с докладом «Оценивание процесса творческого развития студента», презентация «Developmental Workbooks» московских студентов. - Берлин (Германия), 2011.
    (Получен Сертификат, подтверждающий процесс работы и факт присвоения высшей (третьей) категории Горбенко М.Г., работающей в системе международного образования).
@Mail.ru Rambler's Top100