home

Вы здесь

Левко Валентина Николаевна

Народная артистка РФ
Профессор

Певица (контральто), педагог (профессор, 1986), музыкально-общественный деятель.
Музыкой Валентина Николаевна стала заниматься с восьми лет по классу скрипки. Петь начала с 12 лет. В годы Великой Отечественной войны находилась с семьей в эвакуации в г.Павлово-на-Оке Горьковской области. Там впервые педагог по скрипке М.М.Непомнящий уговорил ее выступить перед публикой в сопровождении руководимого им оркестра. Выступление состоялось, и не одно. Мечта обучаться пению не оставляла Левко, и она использовала любую возможность приобщения к вокальному искусству, хотя училась в музыкальной школе по классу скрипки. В 1943 году Валентина Николаевна сдала вступительные экзамены в музыкальное училище при Московской консерватории им.П.И.Чайковского по классу скрипки. Время было военное, и материальные обстоятельства не позволяли ей заниматься только учебой. Начались поиски работы в оркестре, но везде требовались альтисты, а не скрипачи. В это время профессор В.В.Борисовский и его ассистент А.В.Багринцев открывали класс альта в музыкальном училище им.Гнесиных. Произведя хорошее впечатление на членов комиссии, Валентина Николаевна вновь стала первокурсницей и вскоре нашла работу в оркестре театра Миниатюр, затем в оркестре театра им.Ермоловой.

В 1948 году, по окончании музыкального училища, она поступила на оркестровый факультет ГМПИ (ныне — РАМ) им.Гнесиных (класс  А.В.Багринцева) и получила за пять лет прекрасную музыкальную подготовку, которая и стала основой для развития ее голоса, так как занятий вокалом она не прекращала.

В 1953 году, успешно сдав государственные экзамены, Валентина Левко получила квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта. Второй диплом — оперной и концертно-камерной певицы — она получила в Московской консерватории им.П.И.Чайковского в 1963 году, уже будучи солисткой Большого театра.

В 1957 Левко была принята по конкурсу в Московский музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко. Дебют певицы состоялся 6 ноября 1957 в партии Элен Безуховой в опере Прокофьева «Война и мир». За три сезона (1957-1960) певица спела в этом театре несколько партий в операх русских, советских и зарубежных композиторов.
В 1959 по инициативе С.Я.Лемешева (в то время  — заместителя директора Большого театра по художественной части) В.Левко была приглашена на роль Ратмира (Глинка «Руслан и Людмила»). Дебют певицы на первой сцене страны прошел с большим успехом, и в 1960 году В.Левко была принята в труппу.

В театре Валентина Николаевна Левко спела более 20 партий: Ваня (Глинка «Иван Сусанин»), Марфа (Мусоргский «Xованщина»), Графиня и Марта (Чайковский «Пиковая дама» и «Иоланта»); Нежата, Любаша, Лель (Римский-Корсаков «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка»), Кончаковна (Бородин «Князь Игорь»), Княгиня (Даргомыжский «Русалка»), Устинья (Коваль «Емельян Пугачев»), Катерина (Щедрин «Не только любовь»), Графиня (Мурадели «Октябрь»), Бабуленька (Прокофьев «Игрок»), Мистрис Квикли (Верди «Фальстаф»), Ипполита (Бриттен «Сон в летнюю ночь») и др. В работе над многими партиями ей помогала М.П.Максакова, благодаря заботам которой Валентина Левко постигала традиции исполнения, созданные мастерами русской оперной сцены.

Валентина Николаевна участвовала почти во всех гастролях Большого театра по стране и за рубежом (США, Канада, Япония, Италия). В 1982 году В.Левко оставила сцену Большого театра и стала солисткой Московской государственной филармонии.

Многие годы В.Н.Левко работала с замечательным музыкантом и концертмейстером Г.Зингером, а также с Д.Лернером, Ю.Селивохиной, Г.Федоренко, Г.Преображенской.

Валентиной Левко были подготовлены и впервые в СССР исполнены следующие произведения: «Страсти по Матфею» И.Баха (партия альта), Реквием (стихи Р.Рождественского) и вокальный цикл (стихи Р.Гамзатова) Д.Кабалевского, вокальные циклы В.Бибика, Г.Дмитриева, современного американского композитора Лефлера; арии и песни Баха, Вивальди и др.

В разные годы на фирме «Мелодия» были выпущены грампластинки и компакт-диски с записями в исполнении В.Левко: арии Баха, музыка эпохи Возрождения, романсы Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и песни. С участием Валентины Левко вышли комплекты пластинок с записью опер «Иван Сусанин», «Фальстаф», «Пиковая дама», а также сцены из опер «Хованщина», «Царская невеста», «Руслан и Людмила».

Голос Левко звучит в целом ряде художественных и документальных фильмов: «Простая история» (Мосфильм), «Свадьба в Малиновке» (Ленфильм), «Чайковский» (1 и 2 серии, Мосфильм), фильм-концерт к юбилею Сола Юрока (Голливуд), «Арии Баха и Генделя» (Экран), «Поет Валентина Левко» (Экран) и др. Записи Валентины Левко постоянно транслирует радиостанция «Орфей» и другие.

Авторитет В.Н. Левко как исполнителя признан во всем мире. Во время ее гастролей в Берлине музыкальный критик Вольфганг Шультце в газете «Die Welt» писал: «Она является певицей экстра-класса, и среди меццо-сопрано русской школы, которые зачастую тяготеют к резкой, напряженной манере пения, она является женщиной с прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и безукоризненной ровностью во всех регистрах».

С 1974 года Валентина Николаевна Левко начала параллельно с работой в театре заниматься вокальной педагогикой в институте им.Гнесиных. С 1985 Левко возглавляет кафедру сольного пения в ГМПИ (РАМ) им.Гнесиных. Она успешно развивает свой педагогический опыт и охотно делится им, оказывая методическую помощь многим музыкальным училищам и вузам страны; выступает с докладами на научно-методических конференциях по вокальному образованию, проводит мастер-классы. Ей принадлежит много методических публикаций (статьи, тезисы, доклады, сообщения и т. д.). 1988 году Валентина Николаевна Левко опубликовала «Программу по сольному пению», составленную на основе педагогического репертуара, используемого профессорско-преподавательским составом кафедры. В программе отражены основные принципы Левко-педагога: постановка голоса и обучение вокалу должны быть неразрывно связаны с методами обучения музыкантов-инструменталистов, т.е. вокалист-профессионал должен ощущать свой голос как смычковый инструмент.

Основные принципы Левко-педагога изложены в книге «Моя судьба в Большом театре». В разделе «Размышления о вокальном образовании» Валентина Николаевна пишет: «Вокал, как и занятия на любом инструменте, требует воспитания с начальной точки отсчета. Первое, что необходимо заложить и настроить в обладателе вокального инструмента, — это эталон звука, эталон звучания голоса. Безусловно, выполнение этого условия зависит от среды, воспитания, уровня музыкального развития, слуховых и голосовых данных, а также интуиции (последнее является большой редкостью)...»

Повышение квалификации: 

2016 год - курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»

@Mail.ru Rambler's Top100