home

Вы здесь

Ульянич Виктор Степанович

Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
Кандидат искусствоведения
Зав. кафедрой

Родился в г. Снежное Донецкой области.

Там же окончил музыкальную школу. В 1973-76 обучался в Московском физико-техническом институте на факультете радиотехники и кибернетики. В 1977-78 – во Львовской государственной консерватории им.Н.В.Лысенко по классу композиции у В.В.Флыса. В 1980 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых композиторов. В том же году первое публичное исполнение сонаты для фортепиано в Концертном зале ГМПИ им. Гнесиных. В 1983 году окончил ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных (класс композиции Г.П.Дмитриева, Г.В.Чернова). В 1984-88 в аспирантуре Вычислительного Центра Академии Наук СССР занимался научными исследованиями в области музыкально-компьютерных технологий (по рекомендации академика Н.Н.Моисеева).

В.С. Ульянич – Заслуженный деятель искусств РФ, член Правления Союза московских композиторов, лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (1980, дважды лауреат международного композиторского конкурса «Москва» (1992). Удостоен Золотой Пушкинской медали за творческие достижения в музыке (1999). Лауреат Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки в ознаменование 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского (2003). Лауреат международного конкурса композиторов в Венеции (Италия) «Victor Salvi Prize - 2004». Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства (2007), лауреат премии Союза композиторов России им.Д.Д.Шостаковича (2012).

Творческую деятельность композитора В.С.Ульянич сочетает с деятельностью ученого и педагога. В.С.Ульянич – кандидат искусствоведения, один из ведущих отечественных специалистов в области электронной и компьютерной музыки; автор ряда научных трудов, в том числе монографии «Компьютерная музыка: историко-теоретическая концепция и художественная практика».

С 1991 года на кафедре композиции и инструментовки ведет класс композиции, акустики и компьютерной музыки.

В 2001 году основал первую в России кафедру компьютерной музыки, акустики, информатики и в том же году стал ее руководителем.

Один из инициаторов (совместно с В.Г.Киктой и Н.Х.Шамеевой) воссоздания в 2004 году «Русского арфового общества», председатель оргкомитета фестивалей 2004-2010 «Арфовое искусство России».

В.С. Ульянич с успехом передает свои знания молодым музыкантам, у которых пользуется большим уважением и авторитетом, немало времени уделяет организации фестивалей, концертов и творческих вечеров студентов, ассистентов-стажеров и педагогов, способствует выявлению и продвижению талантливой артистической молодежи. За более чем 20 лет преподавания в классе В.С.Ульянича обучалось свыше 70 студентов: среди них - 12 лауреатов международных и всероссийских конкурсов, 9 членов союза композиторов России, 12 ведущих специалистов крупных организаций.

В последнее десятилетие в творческой биографии В.С.Ульянича особое место занимает концертно-просветительская и музыкально-общественная деятельность. В.С.Ульянич - член Правления Союза московских композиторов; художественный руководитель ежегодных московских музыкальных фестивалей «Арфовое искусство России», «Светозвоны»; председатель жюри конкурсов электронной и компьютерной музыки, в том числе IX Молодежных дельфийских игр России; член жюри различных всероссийских и международных музыкальных конкурсов.

Среди сочинений композитора: для большого симфонического оркестра Светозвоны-1 (2000), Светозвоны-2 («Космическая фантасмагория», (1991), Светозвоны-3 (1998), Светозвоны-4 (1988), Светозвоны-5 (2004), Светозвоны-6 («Христос Воскресе из Мертвых», 1993), Светозвоны-7 (2007); оратории: «Буревестник» (1983) на сл. М.Горького, «Пророк» (1999) на сл. А.Пушкина и Первосвятителя московского Филарета; кантаты: «Добрый вечер» (2005), «Надзвездный маяк» (2007); опера «Девушка и Смерть» (1980) по мотивам одноименной сказки М.Горького; для камерного оркестра: «Элегическая песнь» (2002), «Небесные звуки детства» (2003), «Колокола души» (2006); камерно-инструментальные ансамбли: «Звоны ветра, дождя и радуги» (2000) для квартета флейт, «Сновидения» (1982) для арфы, альта и флейты, «Игра света» (1987) для квартета арф, «Парадоксизмы времени» (1989) для секстета ударных, «Дыхание космоса» (1988) для квинтета медных духовых, «Святозвоны» (1992) для двух роялей, «Звездный ветер Кассиопеи» (1990) для музыкального компьютера UPIC; а также произведения для различных инструментальных и вокально-инструментальных составов, электронных инструментов, хора, фортепиано, арфы и других сольных инструментов.

Научные и научно-методические работы:

Развитие и освоение музыкальных интеллектуальных систем // Развитие и освоение интеллектуальных систем: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. – Новосибирск, 1986. - 0,2 п.л.

Заметки о компьютерной музыке // Музыкальная жизнь, № 17, М., 1990. – 0,7 п.л.

Проект ФОРМУЗ и Концепция художественного синтеза звуков // Электронная технология и музыкальное искусство: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. – Новосибирск, 1990. - 0,3 п.л.

Project FORMUS: Sonoric Space-Time and the Artistic Synthesis of Sound // LEONARDO, Vol.28, No.1, pp. 63-66, MIT Press, USA, 1995. - 0,5 п.л.

Ладозвонная интегральная музыкально-теоретическая система и новая инструментальная среда композитора. М., 1996. – Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки. 16.10.96., №3054. – 3,2 п.л.

Космиическое миросозерцание и музыка грядущего. М., 1996. – Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки. 16.10.96., №3055. – 1,3 п.л.

Ладозвонная интегральная система. // Эстетика, музыка, свет (к 100-летию Л.С.Термена): Тезисы докладов международной научной конференции. – Казань, 1996. - 0,2 п.л.

Новый музыкально-интеллектуальный инструмент. // Эстетика, музыка, свет (к 100-летию Л.С.Термена): Тезисы докладов международной научной конференции. – Казань, 1996. - 0,1 п.л.

Авторский комментарий / Гуляницкая Н.С. Interaction: взаимодействие науки и музыки в творчестве В.Ульянича // Музыкальная академия. М., 2000, № 1 – 0,6 п.л.

Проект ФОРМУЗ: Звонное пространство-время и Художественный синтез звука // Слово композитора / Отв. Ред. Н.С.Гуляницкая. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2001 – 0,5 п.л.

Авторский анализ композитором Виктором Ульяничем сочинения «Христос Воскресе из Мертвых» // Гуляницкая Н.С.

Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века / Приложение 2. – Изд.: Языки славянской культуры. М., 2001 – 0,4 п.л.

Компьютерная музыка: историко-теоретическая концепция, художественная практика. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2002 – 10 п.л.

Компьютерная музыка. Программа для музыкальных Вузов. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2004 – 1,3 п.л.

Музыкальная акустика. Программа для музыкальных Вузов. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2004 – 1,3 п.л.

Музыкальная информатика. Программа для музыкальных Вузов. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2004 – 1,3 п.л.

Светозвоны-II и Светозвоны-VI: авторский комментарий. // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Международная научная конференция 24-26 сентября 2002 года. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2002 – 0,5 п.л.

Музыкальная композиция и компьютерные технологии (авторский опыт и комментарий) // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика. / Сб. науч. ст. – Ростов-на-Дону, 2003 – С.164-181 (1,5 п.л.)

О композиторском творчестве. (Опыт размышления). // Христианская культура: прошлое и настоящее / Сб. тр. – М., 2004 – С.105-114 (0,5 п.л.).

Опыт анализа музыкальной композиции ладозвонного типа. // Слово композитора: мысли о музыке /Сб. Статей и материалов. Ред.-сост. Н.С.Гуляницкая. Изд.: РАМ им. Гнесиных. М., 2011 – 0,7 п.л.

Компьютерная музыка: освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве. М., 2012 — 7 п.л.

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра»

@Mail.ru Rambler's Top100