home

Вы здесь

Рыжинский Александр Сергеевич

Проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования
Профессор

Ученая степень: доктор искусствоведения
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 12 лет
Стаж работы по специальности: 8 лет
Преподаваемые дисциплины: «Дирижирование», «История хоровой музыки», «Современная хоровая музыка», «Современная зарубежная хоровая музыка», «Методология современного музыкознания», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Особенности преподавания специальных творческих дисциплин в высшей школе», «Гармония». Осуществляет научное руководство дипломными работами студентов бакалавриата и специалитета, магистерскими и кандидатскими диссертациями.
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.05 Дирижирование, 53.04.04 Дирижирование, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам), 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (по видам), 53.09.03 Искусство композиции, 53.09.04 Мастерство музыкальной звукорежиссуры, 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам). 50.06.01 Искусствоведение  

После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ им.Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).

В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX  века».

На кафедре хорового дирижирования РАМ им.Гнесиных преподает с 2009 года.
Ведет следующие дисциплины: «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «История хоровой музыки», «Современная хоровая музыка», «Теория современной композиции», «Техники композиции новейшей музыки», «Методология современного музыкознания», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Фактурный анализ современной хоровой музыки», «Основы научных исследований», «Особенности преподавания специальных творческих дисциплин в высшей школе».
Осуществляет научное руководство дипломными работами студентов бакалавриата и специалитета, магистерскими диссертациями.

В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:

  • «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
  • «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
  • «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
  • «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
  • «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
  • Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
  • Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).

Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).

Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.

А.С.Рыжинский – автор монографии «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, двух учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, а также ряда статей.
Среди них:

  • Рыжинский А.С. «Неизвестные страницы в наследии мастера (о жанре канона в творчестве А. Шёнберга)» // Из наследия композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. – М.:Библиофон, 2007;
  • Рыжинский А.С. «Нелегкий путь избранного (размышления о литературных текстах А. Шёнберга в его хоровых сочинениях)» // Музыковедение к началу века: сборник трудов по материалам конференции 30 октября – 1 ноября 2007 года / РАМ им. Гнесиных. М., 2007;
  • Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1;
  • Рыжинский А.С. «Место хоровых сочинений в наследии Луиджи Ноно» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Материалы всероссийской научной конференции. М., 2010;
  • Рыжинский А.С. «Феномен итальянской хоровой музыки второй половины XX века: новый взгляд на знакомое искусство» // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2011. №1;
  • Рыжинский А.С. «Между христианством и иудаизмом: Арнольд Шёнберг в поисках истинного Бога» // Христианские образы в искусстве /  РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 181 (3). М., 2011;
  • Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство /  РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
  • Рыжинский А.С. «”Laborintus II” Л. Берио – Э. Сангвинети в свете эстетики постмодернизма» // Музыка и философия: сборник статей международной конференции 20 апреля 2011 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2012;
  • Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8;
  • Рыжинский А.С. «Нелинейное мышление и его влияние на композиторское творчество (на примере хоровых сочинений Луиджи Ноно)» // Философия и искусство: Материалы II Международной конференции / Отв. редактор Т.П. Заборских. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013;
  • Рыжинский А.С. «“Эпитафии Федерико Гарсиа Лорке” Луиджи Ноно: рождение “красного авангардиста”» // Музыка и время. 2013. №2;
  • Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и  настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии.Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013;
  • Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7
  • Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2.
  • Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1;
  • Рыжинский А.С. «“Три греческих стихотворения” Бруно Мадерны: к вопросу о развитии серийно-додекафонного метода в итальянской музыке 1940-х годов» // Проблемы музыкальной науки. 2015. №1.
  • Рыжинский А.С. Фактурные и тембровые новации в итальянской хоровой музыке второй половины XX века // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №3. С.286 – 304 и др.

Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».

Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство

Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Новое в методике преподавания дирижирования хором в учреждениях высшего профессионального образования»

2016 год - курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»

@Mail.ru Rambler's Top100