home

Вы здесь

Русанова Тамара Марковна

Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
Кандидат искусствоведения

Президент Российского Шубертовского общества, Почётный член общества Шуберта в США

Художественный руководитель Центра поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова

Художественный руководитель Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты»

Музыкант-исполнитель, исследователь, просветитель , педагог.

Окончила ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных и аспирантуру в классе выдающейся пианистки, профессора, кандидата искусствоведения Лины Борисовны Булатовой, (любимой ученицы, ассистента, сподвижника Ел.Ф.Гнесиной и Г.Г.Нейгауза) и является продолжателем лучших традиций гнесинской фортепианной школы. В классах фортепианного и камерного ансамблей, концертмейстерской подготовки занималась под руководством замечательных музыкантов  А.Д.Готлиба, Е.М.Славинской, Г.А.Федоренко.

Тамара Русанова начала выступать с сольными концертами в возрасте 15 лет, будучи студенткой музыкального училища. В течение нескольких лет была солисткой Башгосфилармонии. В программах наряду с сочинениями классиков и представителей барокко центральное место занимают произведения композиторов-романтиков.

Фортепианная музыка романтизма главенствует и в записанных Т.Русановой  CD и  Video-Шуберт, Шуман, Лист, Брамс,  Скарлатти   2000 г.;  2006 г.;  2013 г.

Музыка романтизма стала ведущей и в круге научных интересов Т.Русановой.                   

Опубликованы целый ряд статей по проблемам музыкального стиля, исполнительской интерпретации, фортепианной педагогики. Среди них:

  • К проблеме создания творческой интерпретации;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Поздние сочинения  И.Брамса. Исполнительское воплощение цикла                                                                                                                     

Особое место занимает шубертовская тема:

  • Об особенностях  фортепианной фактуры Шуберта
  • К проблеме интерпретации сонаты Шуберта до минор                                                                                                                      

Подготовлена и защищена диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения на тему: «Последние сонаты Франца Шуберта. Проблемы композиции и исполнительской интерпретации».                                                                                                                                      

Вышла книга:                                                                                                                                                 

* Русанова Т.М. Последние сонаты Франца Шуберта. Композиция и интерпретация. Монография. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. – 212с., ил., нот.ил., которой  присвоен гриф УМО  РФ, как книге, рекомендованной в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.          

Статья:                                                                                                                                                                                               

* «Sonata Oubliee» Франца Шуберта  вышла в сборнике : Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Международной научной конференции памяти А.Караманова 24-26 февраля 2011 года/ Ред.- сост. Т.М.Русанова, Е.В.Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. 400с.

Ряд статей посвящен истории становления и развития гнесинской фортепианной школы, значении и роли  в этом процессе профессора Л.Б.Булатовой.

Значительное место в творческой деятельности Т.М.Русановой принадлежит проводимым ею в течение не одного  десятка лет Научно-практическим семинарам  по проблемам фортепианного исполнительства и педагогики в России и за рубежом ( США, Германия, Великобритания, Италия, Дания, Украина и др.) Семинары, включающие доклады, исполнение  и мастер-классы Русановой, посвящены  самым различным аспектам фортепианного искусства:  «Стилевые черты фортепианной фактуры», «Развитие виртуозности, как практической основы исполнительской интерпретации», «От Черни к Листу», «Шуберт. Диалог классического и романтического». «К проблеме исполнительской интерпретации» и многие другие.

Принимает участие в работе Международных конкурсов и фестивалей в качестве члена или председателя жюри  в России, Украине, Италии, Дании, Польше, Литве и  других.

Основное направление деятельности Т.М.Русановой – фортепианная педагогика.

Класс специального фортепиано Т.М.Русановой окончили более 120 музыкантов-пианистов, среди  которых 40 лауреатов различных Международных конкурсов, таких, как: имени М.В.Юдиной в С-Петербурге, имени Веры Лотар-Шевченко в Екатеринбурге, «Русские сезоны»  в Екатеринбурге, «Путь к мастерству» в  Москве, памяти Прокофьева в Москве, имени Гайдна в Вене, «Citta di Barletta» в г. Барлетта, им. Don Vincenzo Vitti в г.Бари,  Италия, Нови Сад, Сербия Макарска,  Хорватия,  имени Скрябина в Париже, имени Вайнюнаса в Вильнюсе, в   Барселоне, Испания, имени Гершвина в США  и многих других.

4 кандидата искусствоведения, член-корреспондент Российской академии естественных наук, лица, отмеченные различными государственными наградами. Выпускники класса Т.М.Русановой успешно трудятся в концертных организациях, учебных заведениях всех уровней в России и за рубежом, продолжая и развивая славные традиции отечественной фортепианной школы.

Среди них: Е.Клочкова, О.Якупова, Т.Сотникова, Н.Феденко, Э.Ямалова, А.Милованова, Т.Свистунова, Ю.Симонова, М.Сасыкбаева, О.Невская, Е. Крутько, Та Куанг Донг, Чжен Линь, Ким Хюн Чжун, Л.Бриль, Т.Сизова , А.Григорян,  А.Лаптев, А.Долгова, И.Рябикова, Я. Тимощук, А.Вакер.

Продолжая и развивая работы своего учителя Л.Б.Булатовой по созданию Программ по специальности для студентов фортепианных факультетов, Русановой была подготовлена и опубликована Программа для студентов заочного отделения фортепианного ф-та,  по которой студенты РАМ  и других вузов учились более 20 лет. В продолжение этой работы в настоящее время Т.М.Русанова стала автором образцовых Учебных программ по Специальному фортепиано (направление подготовки: «Музыкально-инструментальное искусство», квалификации: «специалист», «бакалавр» и «магистр»), подготовленными ею в соответствии с современным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Будучи в течение многих лет членом Президиума РОО «Шубертовское общество», возглавляя его концертно-просветительский отдел, а с 2010 года исполняя обязанности Президента общества, Тамара Марковна Русанова способствовала осуществлению целого ряда интереснейших событий, связанных, с популяризацией в России музыки Шуберта и других романтиков. Так, впервые в стране в течение  одного концертного сезона (2000) был проведен фестиваль «Все (23) фортепианные сонаты Франца Шуберта», многие из которых московские слушатели услышали впервые. В настоящее время Т.М.Русанова – соавтор идеи  и Художественный руководитель нового обширного совместного проекта  РАМ  имени Гнесиных, МГК имени Чайковского, Российского Шубертовского общества и ЦПРСИ имени А.Караманова Международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты».

 

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Инновационные методики преподавания фортепиано в учреждениях среднего и высшего профессионального образования»

2016 год - курсы по теме: «Профессионально-педагогическое общение как ресурс повышения качества образования»

@Mail.ru Rambler's Top100