home

Вы здесь

Заболотная Наталия Викторовна

Профессор
Доктор искусствоведения

Исследователь, педагог

В 1980 году с отличием окончила Харьковскую консерваторию (ныне – Харьковский государственный университет искусств) и аспирантуру Киевской консерватории (ныне – Национальная музыкальная академия Украины).
В 1984 году защитила кандидатскую диссертацию «Проблема индивидуальности художественного целого в творчестве композиторов Украины и России второй половины XVII – первой половины XVIII в.» под руководством доктора искусствоведения Н.А.Герасимовой-Персидской.

С 1985 года работает на кафедре истории музыки ГМПИ–РАМ им.Гнесиных, где ведет курсы истории русской музыки, музыкальной палеографии и класс специализации.
Наряду с преподаванием занимается историко-архивными исследованиями в области древнерусского певческого искусства и музыкальной культуры Нового времени, а также научно-организационной и издательской деятельностью. Доктор искусствоведения, профессор (2004).

Тема докторской диссертации: «Древнерусская церковно-певческая книжность XI-XIV веков в историко-функциональном аспекте» (2002).

В 1984-85 годах работала в издательстве «Музыка», с 1985 по 1991 заведовала редакционно-издательским отделом РАМ им.Гнесиных.
В1991-1999 и 2003-2005 – проректор по научно-творческой работе РАМ им.Гнесиных.
В 2003-2006 возглавляла отдел музыки Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. В настоящее время руководит научно-археографическим сектором при кафедре истории музыки РАМ им.Гнесиных.

Специальный класс Н.В.Заболотной окончило более 20 человек, среди которых кандидаты искусствоведения И.П.Шеховцева (зав. аспирантурой РАМ им.Гнесиных, старший преподаватель кафедры истории музыки), Н.А.Потемкина (старший научный сотрудник Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной), Е.В.Плетнева (доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова), А.А.Айнбиндер (зав. рукописным отделом Дома-музея П.И.Чайковского в Клину), работники музыкальных библиотек, преподаватели музыкальных училищ и школ.
Аспирантуру в классе Н.В.Заболотной закончили и защитили кандидатские диссертации 12 человек, в качестве научного консультанта она руководила подготовкой трех докторских диссертаций:

  • Полозова И.В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте. Дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02. – Саратов, 2010
  • Гусева А.Н. Русский колокол как музыкальный феномен. Дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02. – М., 2011
  • Плотникова Н.Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII–первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория. Дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02. – Москва, 2013 (подана к защите).

Н.В.Заболотная принимает участие в написании и редактировании материалов Большой Российской энциклопедии по церковно-певческой проблематике, в работе редколлегии журнала «Музыковедение», регулярно выступает на международных конференциях в Московской и Санкт-Петербургской госконсерваториях, ИРЛИ (Пушкинский дом, Санкт-Петербург), РАМ им.Гнесиных, НМАУ (Киев).

Помимо материалов конференций, основные публикации:
1. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте: Монография. М.: РАМ, 2001.
2. Русское хоровое многоголосие XVII–XVIII веков: Хрестоматия для музыкальных училищ и вузов. М.: РАМ, 1993.
3. Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI-XIV веков: Учебное пособие. М.: РАМ, 2004.
4. Барочные формы музыкальной культуры // Художественно-эстетическая культуры Древней Руси. XI–XVII века. М., 1996.
5. О взаимодействии устной и письменной традиции в древнерусском певческом искусстве XI–XIV веков // Музыка России: От средних веков до современности. Вып.1.М., 2004.
6. Сборник «Звуковое пространство православной культуры» М., 2008 (ответственный редактор, совместно с Ю.В.Артамоновой).
7. Певческое рукописное собрание Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в отечественной культуре XVII столетия // История освещает путь современности. М., 2011.
8.  Певческие рукописи Патриаршей библиотеки в XVII столетии // Музыковедение. 2012 № 1.
9. Устные традиции в певческой культуре Киевской Руси // Музыковедение. 2012 № 2.

В качестве председателя ГАК по специальности «Древнерусское певческое искусство» неоднократно выезжала в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (2010–2012), а также регулярно принимала участие в работе жюри Всероссийских и Международных конкурсов НИРС.

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»

@Mail.ru Rambler's Top100