home

Вы здесь

Джани-Заде Тамила Махмудовна

Доцент
Кандидат искусствоведения

Исследователь, педагог

Родилась в 1948 году, в г.Казани. После окончания Казанского музыкального училища (педагоги – Р.С.Вайсер, О.К.Егорова, Л.В.Бражник, Я.М.Гиршман и др.) поступила в ГМПИ (ныне – РАМ) им. Гнесиных, который окончила с отличием в 1974 году (научный руководитель – Р.Н.Берберов).
Учителями, повлиявшими на формирование профессиональных интересов, стали любимые педагоги института (Р.Н.Берберов, Ф.Г.Арзаманов, М.С.Брук, Р.К.Ширинян, Б.В.Левик, Ю.Н.Рагс, Т.Е.Лейе), а также музыковед и литературовед М.Г.Харлап, философ и культуролог В.М.Розин. Во время учебы в институте была удостоена Ленинской стипендии, одержала несколько побед в конкурсах  студенческих работ, одна из которых («Мугам – импровизация на лад») была опубликована в Трудах ГМПИ им. Гнесиных (Вып.31. М. ,1977).
В 1980 году окончила аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных (научный руководитель – Ф.Г.Арзаманов).
В 1984 в ГНИИ искусствознания защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Азербайджанские мугамы: проблема музыкального мышления в искусстве ‘макамат’» (научный руководитель – Ф.Г.Арзаманов), определив приоритет своих научных интересов в области изучения внеевропейских музыкальных культур.

С 1974 по 2011 Т.М. Джани-Заде работала научным сотрудником в Государственном музее музыкальной культуры им.Глинки (ныне – ВМОМК им. Глинки). Здесь ею были созданы циклы лекций и абонементов («Восточный салон», «Образы истории в музыке», детский клуб «Девять муз», «Музыкальная география», «Клуб любителей музыкальной антропологии» и др.). В 2013 году подготовлена к изданию монография «Музыкальная культура Русского Туркестана. По материалам музыкально-этнографического собрания Августа Эйхгорна, военного капельмейстера в Ташкенте (1870-1883 гг.). Каталог-исследование».

Педагогическую работу в РАМ им.Гнесиных Т.М.Джани-заде начала с 1992 года, разработав программы новых курсов для музыковедов: «Этномузыкология» и «Музыкальные культуры народов мира». Среди тем дипломных и аспирантских работ ее учеников – темы по музыке Ирана, Ливана, Судана, Кореи, Индии, Казахстана и Западной Европы.
Т.М.Джани-Заде постоянно участвует в работе востоковедческих семинаров и международных научных конференций, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом. В 2004 году прошла искусствоведческую стажировку в Тегеране. Музыке Ирана, Азербайджана и Средней Азии посвящена большая часть ее научных и публицистических работ. В 2006 ею был издан компакт-диск «Классическая музыка Ирана. Ансамбль Моулави» с развернутой аннотацией. Т.М.Джани-Заде была участником трех Международных музыковедческих симпозиумов в г.Самарканде и организатором последнего из них (1978, 1983,1987).

С 1989 Т.М.Джани-Заде –член Международного совета по традиционной музыке (International Council for Traditional Music, UNESCO) и активный участник его международных исследовательских групп:

  • по изучению «макама» (ICTM Maq?m Study Group, руководитель – Ю.Эльснер);
  • по народным музыкальным инструментам (ICTM Study Group on Folk Musical Instruments, руководитель – Э.Штокман);
  • по музыкальной иконографии (ICTM Study Group on Musical Iconography, руководитель – Т.Зибас);
  • по историческим источникам (ICTM Study Group on Historical Sources, руководитель – С.Циглер).

Т.М.Джани-заде опубликовано более 70 работ, многие из которых изданы за рубежом: в Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Голландии, США, Иране, Йордании, Турции, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане. Основные научные направления ее исследований:

  • культурология, история и типология музыкальных цивилизаций [см.: Поэтика музыки в Исламе. К постижению ритуала и музыки в суфизме. Тело, вещь, ритуал. Институт восточных культур РГГУ. М., 1996; Djani-Zade Т. Music of Azerbaijan.Garland Encyclopedia of World Music. Vol.6. New York, 2002; Azerbaijanian istrumental Mugamlar' features in the context of Islamic civilization. Maqam Traditions of Turkic Peoples. Berlin, 2006; Исламская музыка. Энциклопедия «Кругосвет», 2003];
  • музыкальная этнография и компаративистика [см.: Этнический фактор в культуре Исламской цивилизации. (К вопросу о тюркской музыкальной субкультуре в исламе). Музыкальная культура в исламо-христианском контексте. Казань, 2009; Dzhani-Zade T. The Current Usage of the Historical Music-Ethnographical Sources. (A Study of an Unpublished Page from the Ethnographical Collection of Middle Asian Music in the 19th Century by Military Conductor, A. Eichhorn). Historical Sources and Source Criticism. Ed.by S Ziegler. Svensk Visarkiv, 2010];
  • музыкальная семиотика и антропология [см.:Личность и канон в азербайджанских мугамах. Музыка народов Азии и Африки. Вып.5. М., 1987; «Хал-макам» как принцип  искусства "макамат". Суфизм в контексте мусульманской культуры. ГРВЛ. М., Наука, 1989];
  • органология [см.: Типология «лютен» в культуре Исламской цивилизации. Антропология культуры. Вып.4. Институт мировой культуры МГУ. М., 2010;Арабский уд в музыкальной культуре Исламской цивилизации. Электронный журнал «Исследовано в России», 2002; Djani-Zade Т. Die organologische und ikonographische Gestalt der türkischen Lauten. Über das historische Zupfinstrument qupuz-i ozan. Studia instrumentorum musicae popularis XV. Stockholm, 2005] и др.

В настоящее время Т.М. Джани-Заде завершает работу над монографией «Музыка Исламской цивилизации: средневековые музыкальные традиции арабов, иранцев и тюркоязычных народов».

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»

@Mail.ru Rambler's Top100