home

Вы здесь

Алкон Елена Мееровна

Профессор
Доктор искусствоведения

Родилась в поселке Обозерский Плесецкого района Архангельской области в семье офицера. Начала заниматься в классе фортепиано в ДМШ г. Кушка (Туркмения) в классе замечательного педагога Тамары Александровны Копоть. Продолжила обучение в ДМШ г. Чарджоу, заканчивала музыкальную школу во Владивостоке в классе выпускницы музыкального училища им. Гнесиных Музы Михайловны Щербаковой.

В 1975 году поступила на фортепианное отделение Владивостокского музыкального училища в класс Светланы Алексеевны Тарасовец. На втором курсе по настоятельной рекомендации Татьяны Петровны Пакуловой перешла на теоретическое отделение, которое окончила с отличием в 1979 году.

На формирование и профессиональное развитие особое влияние оказали: Татьяна Петровна Пакулова (зарубежная музыкальная литература, полифония), Светлана Емельяновна Романовская (анализ музыкальных форм), Наталья Эммануиловна Макарова (русская музыкальная литература), Тамара Григорьевна Кренцель (зарубежная музыкальная литература), Станислав Алексеевич Простяков (гармония), Владимир Анатольевич Федотов (семинары по современной музыке), Нина Сергеевна Ефименко (сольфеджио, методика преподавания теоретических дисциплин). В 1979 году поступила на музыковедческое отделение Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток), где к тому времени сформировалась научная школа Евгения Владимировича Герцмана.

На творческие интересы большое влияние оказали Владимир Анатольевич Федотов, Римма Леонидовна Поспелова (история зарубежной музыки), Юрий Ильич Шейкин (народное творчество), Галина Васильевна Алексеева (история русской музыки). Руководителем дипломной работы стал выпускник ГМПИ имени Гнесиных, кандидат искусствоведения Сергей Борисович Лупинос.

После окончания вуза в 1984 году (диплом с отличием) по распределению начала работать на кафедре теории музыки. В 1986 году поступила в заочную аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (г. Москва). В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальная теория древней и средневековой Индии (ладотональный аспект)» (научный руководитель — доктор искусствоведения Изабелла Рубеновна Еолян).

В 2002 году защитила докторскую диссертацию «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное» в Российском институте истории искусств (г. Санкт-Петербург).

С 1991 года — доцент, с 2003 года — профессор кафедры теории музыки Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ). С 1984 по 2009 гг. преподавала полифонию, музыкальную психологию, сольфеджио, гармонию, авторский курс «Антропология музыки Востока и Запада», руководила написанием курсовых и дипломных работ. Класс по специальности окончили 18 учеников, из них трое — Н.В. Савина, С.И. Ключко, Т.С. Исупова — защитили кандидатские диссертации. Успешно работают в музыкальных школах и колледжах выпускники Т. Бударина, Н. Мицкевич, Е. Иванова (Костова) и другие.
Была инициатором и организатором Олимпиады для студентов теоретических отделений музыкальных училищ Дальнего Востока (проводится с 1986 года по настоящее время).

Принимала участие в международных проектах «Русско-японские музыкальные встречи» (Владивосток—Токио, 1990-1991 гг.), «Волшебная флейта во Владивостоке» (российско-немецкий проект, 2007-2009 гг.).

В 2004-2008 гг. была директором-художественным руководителем Детского музыкального театра при ДВГАИ (ДЭЦ «Мир искусства»). Автор музыки и либретто детской оперы «Мешок яблок» (2003 г.), произведений для хора, сборника песен на английском языке для детей «Music English» («Музыкальный английский») (1999 г.).

Лауреат конкурса грантов Губернатора Приморского края Е. Наздратенко (1998 г.), Фонда «Русское исполнительское искусство» (2004 г.). Отмечена Благодарностью Министра культуры РФ (2009 г.).

После переезда в Москву в 2009 году работала научным сотрудником отдела научно-просветительской работы в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Принимала участие в разработке Концепции музея.

С 2010 года — профессор кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных.

Сфера научных интересов: теория музыки, древнеиндийская теория музыки, музыкальное мышление, музыкальная семиотика, антропология музыки, этномузыкознание, полифония, музыкальная психология; творчество И.С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П.Чайковского, Д. Шостаковича.

Список публикаций

 

Повышение квалификации: 

2013 год - курсы по теме: «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования»

@Mail.ru Rambler's Top100