home

Вы здесь

Кафедра теории музыки

  • Список преподавателей
  • О кафедре
  • Новости
  • Концерты
Науменко Татьяна Ивановна
Зав. кафедрой
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Алеев Виталий Владимирович
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Алкон Елена Мееровна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Алпатова Ангелина Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Берак Ольга Леонидовна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Гуляницкая Наталья Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Истомин Игорь Александрович
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Красникова Татьяна Николаевна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Дерунец Елена Станиславовна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Захарбекова Ирина Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Пантелеева Юлия Николаевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Преснякова Инга Александровна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Глушаков Ярослав Владимирович
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Гундорина Анастасия Александровна
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
 
Ковалева Мария Владимировна
Должность (для преподавателей академии): 
Преподаватель
 
Руководитель: 
Науменко Татьяна Ивановна

Кафедра теории музыки была образована в год основания института (1944), ее возглавил С.С.Скребков — выпускник училища имени Гнесиных и Московской консерватории. В Гнесинском училище С.С. Скребков занимался по фортепиано у Е.Ф.Гнесиной, по теории композиции — у М.Ф. Гнесина и Р.М. Глиэра. Окончив Московскую консерваторию в 1930 году, С.С. Скребков вскоре защитил кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию «Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении» С.С. Скребков защитил в 1945 году. С.С. Скребков — ученый с мировым именем и разносторонними интересами, автор книг, учебников, статей, изданных во многих странах мира. Выдающийся вклад в музыкознание представляет его исследование «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973). В институте он вел курсы гармонии, полифонии, руководил индивидуальным классом студентов и аспирантами. Среди его учеников Ф.Г.Арзаманов, В.А.Кириллова, В.А.Серединская, С.З.Трубачев. Под его руководством Ф.Г.Арзамановым и Е.В.Назайкинским, будущими видными учеными в дальнейшем заведующими кафедрами Гнесинского института и Московской консерватории, были написаны и защищены первые в институте кандидатские диссертации.

В 1958 году в результате объединения кафедр теории музыки и композиции возникла теоретико-композиторская кафедра.

В первые годы работы института в состав кафедры теории музыки вошли опытные педагоги училища имени Гнесиных: Е.В.Давыдова — видный специалист в области сольфеджио, автор методики преподавания этой дисциплины, а также учебников и пособий. П.Г.Козлов — специалист широкого профиля, выдающийся педагог в разных сферах теоретического образования; О.Л.Скребкова, которая вела курсы гармонии на исполнительских факультетах и, совместно с С.С.Скребковым, индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов (1949-1963); Л.Г.Векслер, которая окончила в свое время училище Гнесиных и вела теоретические предметы на общих курсах института и училища.

Работали на кафедре и педагоги, ранее не связанные с гнесинскими учебными заведениями. Несколько лет курс анализа и истории теоретических систем читал Л.А.Мазель — выдающийся ученый, профессор Московской консерватории. Работал на кафедре и другой выдающийся ученый ЮН.Тюлин — доктор искусствоведения, профессор. Под его руководством  защитили диссертации педагоги кафедры Н.С.Гуляницкая и И.А.Истомин. Лекционный курс и практические занятия по гармонии, а также курс анализа и методику преподавания вел В.О.Берков, научный руководитель многих аспирантов. Его аспирантский класс окончили будущие профессора многих вузов: М.А.Этингер (Астрахань), Л.А.Карклиньш (Рига), З.И.Глядешкина (РАМ имени Гнесиных), Е.Д.Ершова (Саратовская консерватория) и другие.

В 50-е годы на кафедре появилось много талантливых и опытных педагогов. Среди них И.А.Марголина, которая вела курсы гармонии и сольфеджио на исполнительских факультетах; она же сменила Скребкова на посту декана. В.А.Таранущенко — педагог с огромным опытом, создавшая уникальную систему преподавания гармонии по методике Аренского. Специальный курсы гармонии вел А.Ф. Мутли. Долгие годы курс гармонии на общих и специальных курсах, а также методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин, полифонию в вузе и училище преподавал А.А. Степанов, выпускник Гнесинского училища и Московской консерватории по классу И.В.Способина. В индивидуальном классе  Степанов подготовил огромное количество (более 60) учеников-теоретиков, среди которых А.В.Ивашкин, члены кафедры теории музыки Т.Е.Лейе, Т.А.Енько, И.А.Истомин, Т.Н.Красникова, Е.С.Дерунец, многочисленные преподаватели теоретических кафедр и отделов отечественных вузов, училищ, школ-десятилеток.

В конце 1960-х годов А.А.Степанов возглавил кафедру гармонии и сольфеджио. За годы существования кафедры ее статус значительно изменился. Если в начальные годы она напрямую «отвечала» только за педагогические, методические проблемы конкретных учебных дисциплин (теория музыки, гармония, сольфеджио, методики преподавания), то впоследствии постепенно стали осваиваться более широкие музыковедческие проблемы — стиля, содержания, музыкальных жанров, истории теоретических систем и многие другие.

В 1973 году заведующим кафедрой стал Ю.Н.Рагс, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор, автор статей и исследований по проблемам теории музыки, акустики, эстетики, методики и педагогики.  Под руководством кафедры, прежде всего, усилиями П.В.Лобанова и Ю.Н.Рагса в начале 1970-х годов была организована лаборатория технических средств обучения и открыт единственный в нашей стране класс, получивший название АКМО – автоматизированный класс музыкального обучения. АКМО позволял в условиях группового обучения сольфеджио добиваться повышения индивидуальных показателей в развитии слуха, навыков записи диктанта. Было создано много тембровых диктантов, пособий по слуховому анализу, заданий для заочников. В АКМО работали Т.А.Енько, Ю.П.Гонтаревская, О.Л.Берак. Научным руководителем лаборатории была Е.В.Давыдова.

В 1979 году кафедру возглавила Н.С.Гуляницкая – выдающийся ученый, в немалой степени способствовавший развитию научного потенциала кафедры. За годы ее руководства практически все члены кафедры защитили кандидатские и докторские диссертации; были написаны первые учебники и учебные пособия по важнейшим вузовским дисциплинам. Учебники по гармонии Н.С.Гуляницкой и Л.С.Дьячковой, материал которых охватывает период c IX по XXI век, прочно вошли в практику всех музыкальных вузов страны.

Коллектив кафедры объединяет специалистов со степенями докторов и кандидатов наук не только в сфере конкретных учебных дисциплин, но и различных важных областей музыковедения. Именно поэтому изменилось название (кафедра гармонии и сольфеджио вновь стала кафедрой теории музыки), приведя свое название в соответствие с широким кругом вопросов, связанных с ее деятельностью.

Члены кафедры теории музыки всегда активно участвовали не только в деятельности своего вуза, но и в системе музыкального образования всей страны, в частности, в процессе создания и развития новых учебных заведений (вузов и училищ). Так, в 1960-70 годы ее выпускники работали в Уфе и Благовещенске в создававшихся новых вузах, укрепляя также деятельность местных музыкальных училищ.

Активная деятельность кафедры за все эти годы успешно направлялась ее руководящим составом — докторами наук  С.С.Скребковым, Ю.Н.Рагсом, Н.С.Гуляницкой, Т.И.Науменко.   
За последние годы кафедра была инициатором и организатором ряда Международных и Всероссийских конференций, в числе которых:

  • Христианская культура: прошлое и настоящее (2001);
  • Музыкальное образование в контексте культуры (каждые два года);
  • Музыковедение к началу века (каждые два года);
  • Исследования молодых музыковедов (ежегодно);
  • Михаил Иванович Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации (к 210-летию со дня рождения) (2014);
  • Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных (2014).

На кафедре ежегодно издаются монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных статей. Научные проекты кафедры неоднократно получали поддержку Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Российского гуманитарного научного фонда. Они запечатлены в следующих фундаментальных научных изданиях:
Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века (2002), Русская музыка:  становление тональной системы XI – XX вв. (2005), Методы науки о музыке (2009),  Музыкальная композиция:  модернизм, постмодернизм (2014);
Науменко Т.И.   Музыковедение: стиль научного произведения (2005), Текстология музыкальной науки (2013);
Дьячкова Л.С.  Гармония в музыке ХХ века (2003), Гармония в западно-европейской музыке (IX –  начало ХХ века) (2009);
Берак О.Л. Школа ритма. Ч. 1, 2, 3 (2003-2008);
Красникова Т.Н. Фактура в музыке ХХ века (2008), Музыкальная фактура в аспекте синтеза искусств (2012).  

Музыкально-просветительская деятельность кафедры  связана с организацией и проведением концертов в РАМ им. Гнесиных, ЦДУ при Российской Академии наук, ЦДА, участием ее членов в проектах Правительства Москвы, организации международных фестивалей за рубежом, по линии контактов с Союзом композиторов России, постпредствами Москвы, МГК им. Чайковского, Союзом православных деятелей России и Московским Патриархатом.

     
 

 

Поздравяем победителей XXVII Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства!

От всей души поздравляем магистранта 1 курса направления подготовки "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство" (профиль - Музыкальная педагогика) Надежду Серухину и ее научного руководителя - доктора искусствоведения, профессора Красникову Татьяну Николаевну с победой на XXVII Международном конкурсе научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства в номинации "Музыкальное образование и педагогика" - II место и звание Лауреата. Тема научно-исследовательской работы "Педагогическая деятельность А.Д. Артоболевской"

Памяти Л.С. Дьячковой

3 декабря ушла из жизни музыковед, доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных, Людмила Сергеевна Дьячкова

МЕЖВУЗОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ

Российская академия музыки имени Гнесиных приглашает принять участие в X Всероссийской научной конференции «Исследования молодых музыковедов»

С прискорбием сообщаем о кончине Людмилы Сергеевны Дьячковой

Ректорат  Российской академии музыки,  руководство факультета теории, истории,  композиции, кафедры теории музыки с прискорбием сообщают  о кончине доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки, члена Союза композиторов России, выдающегося ученого Людмилы Сергеевны Дьячковой. Прощание состоится в морге судебно-медицинской экспертизы в четверг 8 декабря в 10.00 по адресу: Тарный проезд, д. 3, стр. 2 . М. Кантемировская, авт. 839, маршрутное такси 353 (конечная).

Представляем новый сборник статей "Слово композитора и о композиторе"

Слово композитора и о композиторе. Сборник статей и материалов. Ред. и сост. Н. С. Гуляницкая, Ю. Н. Пантелеева: Рос. акад. музыки. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. 208 с. ISBN 978-5- 8269-0212- 7.

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ»

с 1 по 3 ноября 2016 года в РАМ имени Гнесиных состоится международная научная конференция «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ».

Все новости кафедры
 
@Mail.ru Rambler's Top100