home

Вы здесь

«Два портрета-две судьбы» (литературно-музыкальная композиция  по произведениям А.Шнитке и Н.Гоголя)

«Два портрета-две судьбы»

(литературно-музыкальная композиция 
по произведениям А.Шнитке и Н.Гоголя)

Малый зал РАМ им. Гнесиных, 30.03.2017

Андрей Гапонов (фортепиано)
Ирина Захарбекова (фортепиано)
Николай Бормотов (скрипка)

Альфред Шнитке и Николай Гоголь – два гения, перевернувшие сознание своих современников, новаторы в области литературного и музыкального языков, знаковые фигуры своей эпохи. Их разделяет целое столетие, но сегодня судьбы «признанных полукровок» переплелись. Понадобятся особые слова для описания особого вечера. Непривычный, диковинный, красивый. Лишенный штампов, «родился» настоящий музыкальный спектакль, со своей особой атмосферой и драматургией.  Намерено опускаем слово «концерт», здесь иное. Синтез музыки и слова в самом высшем ее проявлении. На сцене три артиста, три героя, три проводника. Никаких аплодисментов, история не должна быть прервана. Отрывки из писем и бесед, фрагменты из повестей. Все не просто так. Слова оживают и рождают идейный замысел всего вечера. Разделить это сценическое великолепие трудно, вся драматургическая линия вечера звучит на одном дыхании.

Итак, вступление: «Па-де-де» из балета «Эскизы» А.Шнитке, параллельно с которым зачитываются выбранные места из переписки с друзьями Н. Гоголя. Музыка в данном случае не фон, музыка - модератор атмосферы. Граничащая с мелодекламацией, подобная форма рождает внутреннюю реакцию слушателя на услышанное, и это прекрасно.

 

pastedGraphic_1.png

«Сюита в старинном стиле» - это необычайно точная стилизация старинных жанров: светлая «Пастораль», пышный «Балет», благородный «Менуэт», строгая «Фуга», лиричная «Пантомима». На сцене рояль и скрипка. Чистая интонация, отсутствие пафоса, интимность и нежность звучания - все это было передано в исполнении. Голос скрипки всегда завораживает, но сегодня ее звуки были особенно обволакивающими, игривыми, твердыми, где требуется. Очень сбалансированный и грамотный подход к пониманию жанра. Каждая из частей сюиты предварялась рассказом, предысторией, объяснением, легким экскурсом в особенности музыкального языка. Достойное исполнение: тот случай, когда техническая и музыкальная сторона в одинаковой степени присутствуют, и остается лишь насладиться музыкой.  

 pastedGraphic_2.png

«Гоголь-сюита» - второе многочастное произведение Альфреда Шнитке, прозвучавшее в этот вечер. В нее входят пьесы с говорящими названиями: «Увертюра», «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание». Донельзя самобытная музыка, изначально сочиненная к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка». На сей раз участники - два рояля. Совершенно удивительное сочинение, с особой техникой и вечно присутствующей авторской «кляксой». Сюита прозвучала в переложении для двух роялей (В. Боровиков) и параллельно с сопровождающими фрагментами из произведений Н.Гоголя стала прямым посвящением писателю. Сюита насыщена изначально задуманной тембровой многогранностью, в оркестровой партитуре были задействованы клавесин, «препарированное» фортепиано, вибрафон, флексатон, электрогитара. Оригинальная версия произведения – это абсолютно красочный и «вкусный» разнотембровый микст.  Одна из отличительных черт стиля Шнитке - полистилистика и коллаж – проявилась в сюите в разнообразных вариантах: это касается как цитат, так и коллажных наложений разнохарактерного музыкального материала (как, например, в 6 части «Бал»). Такие приемы позволяют использовать музыкальные цитаты других великих композиторов, но не в точном виде, а с особой авторской переформулировкой или авторским привнесением. Например, в «Гоголь-сюите» присутствуют цитаты из пятой симфонии Л.В.Бетховена, известная «тема судьбы», из увертюры к опере «Волшебная флейта» В. А.Моцарта, из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

Окончание композиции абсолютно потрясает: в то время как звучит последний номер из сюиты «Завещание» один из участников зачитывает завещание композитора, после чего сменяет партнера, подхватывая и продолжая музыкальную партию. Впечатляющая идея. Поразительно и просто. Гаснет свет и рояль доигрывает последнюю тему, напоминающую народные славянские напевы. На этом финальном послесловии, наконец, прорываются аплодисменты. Внешняя мишура позади, чистое искусство от начала до конца.

pastedGraphic_3.pngПогружение в столь продуманную историю, созданную высококлассными профессионалами, осуществилось. Перед нами музыканты, представшие в разных ипостасиях – исполнители, ораторы, актеры. Пожалуй, самое «умное» сценическое воплощение историй писателя и музыканта. Исполнители и есть инструменты двух героев вечера. Слова символизируют Гоголя, музыка - Шнитке. Сегодня особенно была ощутима сила искусства и ее воздействия. Так и хочется сказать: «Побольше бы подобных концертов и почаще». Парадокс в том, что такую камерность обязан услышать и лицезреть свет.

Спасибо за старания и качественность, музыкальный вечер сотворен по высшему разряду, браво музыкантам, браво великим авторам!    

Материал подготовила —
студентка 1 курса музыкальной журналистики
Давтян Вера

@Mail.ru Rambler's Top100