home

Вы здесь

Третья Международная научно-практическая конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»

Российская академия музыки имени Гнесиных
Государственный институт искусствознания

Третья Международная научно-практическая конференция
«Опера в музыкальном театре: история и современность»

Москва, 23-25 октября 2017 года

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

23 октября, понедельник
РАМ им. Гнесиных
Гостиная дома Шуваловой

 

9.45-10.00 Регистрация участников
10.00. Открытие конференции
Приветствия

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Утреннее заседание. 10.15
Ведет заседание Сусидко Ирина Петровна

1. Насонов Роман Александрович (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского), кандидат искусствоведения
Орфей и Улисс: человек в операх Монтеверди

2. Сусидко Ирина Петровна (Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
Кристина Шведская – первая королева оперы

3. Шигаева Евгения Юрьевна (Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова), кандидат искусствоведения
Опера И. Маттезона «Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон» в политическом контексте эпохи

4. Кряжева Ирина Алексеевна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
Петербургские оперы buffa В. Мартин-и-Солера: о жанровых особенностях

5. Кириллина Лариса Валентиновна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
 Превращения «Травиаты» в России

6.  Векслер Юлия Сергеевна (Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки), доктор искусствоведения
Археология на оперной сцене. «Аида» Дж. Верди сквозь призму египтомании XIX столетия

7. Жесткова Ольга Владимировна (Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова), кандидат искусствоведения
Политические аллюзии оперы Обера и Скриба «Густав III или Бал-Маскарад»

8. Раку Марина Григорьевна (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
К проблеме формы у Вагнера

 

ПЕРЕРЫВ 13.45-14.30

Дневное заседание. 14.30
Ведет заседание Кириллина Лариса Валентиновна

 

9. Дулат-Алеев Вадим Робертович (Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова), доктор искусствоведения
От «Жизни за царя» до «Рогнеды» - патриотическая тема в большой русской опере 1830-60-х гг.

10. Булычева Анна Валентиновна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Государственный институт искусствознания), кандидат искусствоведения
Бельгийская пресса об опере Цезаря Кюи «Кавказский пленник»

11. Ганзбург Григорий Израиливич (Института музыкознания, Харьков), кандидат искусствоведения
Дуализм женственности в операх Н. А. Римского-Корсакова

12. Груцынова Анна Петровна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского), доктор искусствоведения
Тональность как действующее лицо в музыкальной драматургии оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста»

13. Енукидзе Натэла Исидоровна (Российская академия музыки имени Гнесиных, Государственный институт искусствознания), кандидат искусствоведения
«Орфей в аду» и «Веселые нибелунги»: опера в кривом зеркале оперетты

14. Сапегина Татьяна Анатольевна (Российская академия музыки им. Гнесиных)
«Снегурочка» И. Иванова-Вано: советский оперный дайджест 1950-х годов

15. Захарбекова Ирина Сергеевна (Российская академия музыки им. Гнесиных), кандидат искусствоведения
Тенор-триал и баритон-мартен: оригинальные тембры равелевского музыкального театра

 

24 октября, вторник
Государственный институт искусствознания

СЦЕНОГРАФИЯ, РЕПЕРТУАР, ЛИБРЕТТИСТИКА, КРИТИКА

Утреннее заседание 10.15
Ведет заседание Луцкер Павел Валерьевич

1. Васильева Елена Викторовна (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
"Didone abbandonata" на оперной сцене и в живописи Дж. Б. Тьеполо

2. Чамина Надежда Юрьевна (Школа исторических наук Высшей школы экономики), кандидат искусствоведения
Ut pictura poesis. Образы Пьетро Гонзаги итальянского периода в зеркале оперных либретто. Опыт прочтения.

3. Корндорф Анна Сергеевна (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
«Из варяг в греки». Сценическая архитектура и политическая программа в опере Екатерины Великой

4. Агишева Юлия Ивановна (Российская академия музыки имени Гнесиных), кандидат искусствоведения
Образы музыкального театра в английской живописи XVIII века

5. Соколов Борис Михайлович (Российский государственный гуманитарный университет), доктор искусствоведения
Кандинский и Вагнер: от визуальных лейтмотивов к театральному синтезу

6. Луцкер Павел Валерьевич (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
Труппа Локателли в России и ее репертуар

7. Елисеева Екатерина Юрьевна (Киевский колледж культуры и искусств)
Небезынтересная находка в Центральной научной библиотеке Харьковского национального университета: книга Василия Брехова «Краткое содержание российской оперы»

ПЕРЕРЫВ 13.45-14.30

Дневное заседание. 14.30
Ведет заседание Лащенко Светлана Константиновна

8. Лащенко Светлана Константиновна (Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
Цензура и опера в дореволюционной России

9. Петухова Светлана Анатольевна (Государственный институт искусствознания), кандидат искусствоведения
Вокруг и около «Русских сезонов»: Римский-Корсаков, Делинь, Лифарь

10. Белова Татьяна Марковна (Государственный академический Большой театр)
Либретто оперы Г.Ф. Генделя «Альцина»: лексика, композиция, сценический потенциал

11. Колпакова Юлия Андреевна  (Красноярский государственный институт искусств)
«Бал-маскарад» Дж. Верди: трансформация сюжета от пьесы Э. Скриба к либретто А. Сомма

12. Сурнина Наталия Николаевна (Московский государственный академический театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко) «КоOPERAция» молодых композиторов и драматургов: в поисках инновационной модели работы над оперой

13. Карпова Анастасия Владимировна (Нижнекамский музыкальный колледж имени С. Сайдашева)
К вопросу о влиянии прессы на слушателей: артисты императорских театров на оперной сцене Казани в освещении казанской прессы конца XIX – начала XX века (по материалам газеты «Казанский телеграф»)

14. Куклинская Марина Яковлевна (Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П.Вишневской, Москва), кандидат искусствоведения
Действие как универсальный концепт структурного анализа оперы

25 октября, среда
Российская академия музыки им. Гнесиных,
Гостиная Дома Шуваловсой

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ХХ-ХХI вв.
ТВОРЧЕСТВО,РЕЖИССУРА, ПОСТАНОВОЧНАЯ ПРАКТИКА

Утреннее заседание 10.15
Ведет заседание Цареградская Татьяна Владимировна

1. Гервер Лариса Львовна (Российская академия музыки им. Гнесиных), доктор искусствоведения
Опера под названиями  «Бабуленька» – «Рулетка» – «Игрок» в «Дневниках» Прокофьева

2. Науменко Татьяна Ивановна (Российская академия музыки им. Гнесиных), доктор искусствоведения
Работа над советской оперой после 1936 года

3. Бобрик Олеся Анатольевна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Государственный институт искусствознания), кандидат искусствоведения
По следам «Валькирии» Сергея Эйзенштейна (Большой театр, 1940)

4. Заднепровская Галина Викторовна (Московский государственный университет им. М. Ломоносова), кандидат искусствоведения
Литературная опера: сто лет спустя (на примере современной отечественной оперы)

5. Цареградская Татьяна Владимировна (Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания), доктор искусствоведения
Модульная опера в творчестве Б. Фернихоу

6. Чупова Анна Гурьевна (Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина)
«Врата закона» С. Шаррино: к проблеме музыкальной адаптации Кафки

7. Тарнопольский Владислав Владимирович (Московская государственная консерватория им. П,И. Чайковского)
«Девочка со спичками» «поджигает» литературную оперу: музыкальная история сказки Г. Х. Андерсена от В. Ребикова до Х. Лахенмана

ПЕРЕРЫВ 13.45-14.30

Дневное заседание 14.30
Ведет заседание Яковлева Татьяна Олеговна

8. Игумнова Александра Леонидовна (Государственный институт искусствознания)
От «Возвращения Улисса» К. Монтеверди к «Улиссу» Л. Даллапикколы

9. Травина Надежда Алексеевна (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского)
Ирония как творческий метод в опере Владимира Тарнопольского «Правдивая история Золушки»

10. Яковлева Татьяна Олеговна (Российская академия музыки им. Гнесиных)
Звук-жест-слово в «Красной шапочке» Жоржа Аперигиса: к проблеме «нового синкретизма»

11. Бабурина Екатерина Николаевна (Санкт-Петербургский государственный университет)
Режиссерские интерпретации оперы Г.Ф. Генделя «Роделинда»

12.  Сокольская Анна Александровна (Касзанская государственная консекрватория им. Н.Г. Жиганова), кандидат искусствоведения, Макарова Ая (критик, Санкт-Петербург)
«Милосердие Тита» Моцарта: сценическая реактуализация как традиция создания музыкальных редакций

13. Петрова Анна Сергеевна (Московский государственный институт культуры)
Проблемы «большого стиля» в оперном искусстве. Постановки народно-исторических драм Мусоргского на сцене Большого театра 1948-1950 годов

14. Густякова Дарья Юрьевна (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского), кандидат искусствоведения
Имидж классики как «золушки» массовой культуры: интерпретации оперы П. Чайковского «Пиковая дама»

15. Кривоногова Елена Викторовна (Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского)
Человек и его ценности в режиссерских интерпретациях Дмитрия Чернякова на сцене Мариинского театра

 

ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ / СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

Нилова Вера Ивановна (Петрозаводская государственная консерватория имени А.В. Глазунова), доктор искусствоведения
От финской симфонии к финской опере

Пилипенко Нина Владимировна (Российская академия музыки им. Гнесиных), кандидат искусствоведения
Сцены восхваления в австро-немецкой опере начала XIX века

Буданов Анатолий Валерьевич (Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина), кандидат искусствоведения
Репертуар «Парижской русской оперы» 1926-1936 гг. в воспоминаниях современников

Батагова Татьяна Эльбрусовна (Московского государственного института культуры), доктор искусствоведения
Национальная опера на сцене Северо-Осетинского государственного музыкального театра: достижения, проблемы, перспективы

Пермякова Елена Ефимовна (Волгоградский институт искусств им. П. Серебрякова), кандидат искусствоведения
«Импресарио в затруднении» и «Капельмейстер» Д. Чимарозы. Два взгляда на музыкально-театральный мир

Пилатова Ирина Владимировна (Белорусская государственная академия музыки), кандидат искусствоведения
«Сівая легенда» В. Короткевича и Д. Смольского: к вопросу трактовки текста литературного первоисточника в оперном либретто

Гафурова Зинаида Рузвиновна (Московский институт стали и сплавов)
Оперные либретто И.А.Крылова как социальные шоу

Осипова Елена Павловна (Туркменской национальной консерватория), кандидат искусствоведения
Эпические традиции в туркменской опере

Гершунская Елизавета Львовна (Московуская государственная консерватория им. П.И. Чайковского)
Либретто русских опер конца XIX – начала XX века на античный сюжет: вопросы строения и классификации

Ассуил Мурад (Белорусская государственная академия музыки)
Опера «Ак-Гюль» В.А. Золотарева. Неизвестные страницы истории музыки

 

Конференция, посвященная проблемам оперного театра, проводится в третий раз. Две предыдущие (2013, 2015) вызвали широкий резонанс у театроведов, музыковедов, критиков, режиссеров, специалистов по изобразительному и декорационному искусству. Третья конференция посвящена истории и современному состоянию музыкального театра – роли оперы в культуре разных эпох, проблемам репертуара, взаимодействию композитора и исполнителя, театра и публики, оперной режиссуре, текстологии и современному состоянию публикаций оперных партитур. Особое внимание уделено взаимодействию в опере разных искусств.  

Основные проблемные направления:

  • оперные жанры в историко-культурном контексте;
  • оперные либретто и литературные источники: слово и музыка – от dramma per musica к литературной опере;
  • опера на сцене: декорационное искусство и сценография;
  • старинная опера: история постановок и современные интерпретации;
  • оперное творчество современных композиторов – от партитуры к постановке;
  • опера и публика: вопросы восприятия и оперной критики;
  • текстология, редактирование, издание оперной партитуры.

 
Регламент докладов – 20 минут + 5 минут для дискуссии. Предусмотрена возможность показа музыкальных и видео иллюстраций. Всем докладчикам выдается сертификат участника конференции.  Допускается заочное участие в конференции.

Планируется публикация статей по материалам докладов – в сборнике материалов конференции, в электронных журналах РАМ им. Гнесиных «Проблемы музыкальный теории и практики» и Государственного института искусствознания «Искусство музыки: теория и история».

Заявку на выступление объемом до 1500 знаков необходимо прислать до 1 августа   2017 г. по электронному адресу Lspriv@mail.ru (Сусидко Ирина Петровна).  В заявке следует указать – ФИО, место работы (учебы), тему и кратко осветить проблематику выступления).

Ученых, получивших индивидуальное приглашение, просим прислать только формулировку темы.

Текст статьи для публикации предоставляется не позднее 1 ноября 2017 года. Объем до  20 000 знаков – для печатного варианта, до 40 000 знаков – для электронного варианта. Шрифт Times New Roman, 14, в сносках – 10, интервал одинарный, выравнивание по ширине страницы, отступ абзаца 1,25, выделение курсивом, разрядка исключена. Ссылки на источники – в постраничных сносках (оформление строго по ГОСТу 2008, фамилия и инициалы автора источника дается курсивом), список литературы отдельно не приводится. Требуются также на русском и английском языках: аннотация до 1000 знаков. сведения об авторе, ключевые слова.

Все публикации будут внесены в базу индексации РИНЦ.  

ФИО автора статьи дается полностью, перед текстом статьи курсивом (выравнивание по правому краю), заглавие статьи жирным шрифтом заглавными буквами (выравнивание по середине). Нотные примеры и иллюстрации высылаются отдельными файлами в формате jpg, tif, ссылки на них в тексте статьи обязательны. 

Приглашаем принять участие в конференции не только преподавателей, но и молодых ученых – аспирантов и студентов 4-5 курсов. Доклады (кроме ученых, получивших индивидуальное приглашение) отбираются на конкурсной основе после рецензирования заявок. Список участников конференции будет вывешен на сайтах РАМ им. Гнесиных и ГИИ не позднее 20 сентября. Из-за отсутствия материальных возможностей поддержать гостей и участников из других городов, вынуждены просить докладчиков расходы на приезд и пребывание взять на себя. Оргкомитет готов предоставить, если необходимо, официальные письма с приглашением.

Оргкомитет конференции

@Mail.ru Rambler's Top100