home

Вы здесь

Международная конференция "Исследования молодых музыковедов"

С 11 по 12 апреля 2017 года в РАМ им. Гнесиных прошла ежегодная Всероссийская научная конференция «Исследования молодых музыковедов». Проведение подобного мероприятия стало хорошей традицией для академии. А выступление с докладом и публикация в одноименном сборнике по материалам конференции – своеобразной «кузницей» будущих исследователей. Много современных ученых, работающих сегодня в академии, в свое время прошли через эту конференцию: это и А.С.Рыжинский, и Д.А.Нагина, и И.С.Захарбекова, и А.В.Стоянова, и Я.В.Глушаков и многие другие. В этом году «Исследования молодых музыковедов» проходят уже в десятый раз.

Путь будущего научного деятеля не всегда легок: найти свою тему, сказать свое слово в определенной исследовательской области – становление ученого-музыковеда зависит как от наработанной им практики, так и от нужного окружения. Научная конференция – возможность выступить публично, поделиться актуальными проблемами в сфере музыкального искусства, получить бесценные советы коллег и опытных профессоров, найти оппонентов и единомышленников.

Приятно, что количество участников возрастает с каждым годом. Своими интересными исследованиями в музыкальной области в этом году поделились студенты и аспиранты самых разных профилей: музыковеды, музыкальные педагоги, музыкальные журналисты, пианисты, дирижеры. Растет география конференции. Активное участие в ней приняли молодые исследователи из Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Петразаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, Астраханской государственной консерватории, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Военного института (военных дирижеров), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Не оставили без внимания конференцию и молодые ученые из других государств: Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского.

В этом году конференция отличилась абсолютной разнородностью представленных тематик, что называется «на любой вкус». Современный взгляд на музыку и искусство заинтересовал бы не просто профессиональных музыкантов, но и людей, увлекающихся и любящих музыку. Каждый доклад – не только попытка найти что-то новое, это еще и попытка взглянуть на привычные вещи с необычных ракурсов: различные темы освещали музыку в контексте времени и пространства; в синтезе с театром, философией, психологией, кинематографом, педагогикой, телевидением. Выделить наиболее яркие выступления и темы невозможно, каждый из докладов был свеж и интересен.

Были доклады о старинной и церковной музыке («La-sol-fa-re-mi в каприччио Фрескобальди и фантазии Фробергера», «О некоторых особенностях музыкально-церковных служб в Мангейме во второй половине XVIII века»), об актуальных произведениях («К проблеме понимания гармонических оснований спектральной музыки», «Восточно-западный символизм в «Водных страстях по Матфею» Тан Дуна»), о забытых сочинениях («Балет Ж. Тайфер «Le Marchand d'oiseaux». Забытое сокровище французского неоклассицизма») и малоизвестных именах («Эмиль Шимон Млынарский: человек в истории», «Юлий Блейхман и Валентина Вуза (из истории забытых романсов серебряного века)»), а также неизменно дискуссионные вопросы музыкального театра и современной оперной режиссуры («Академизм и современность: о двух постановках «Сosi fan tutte» Моцарта»).

Отдельно стоит выделить секцию музыкальной педагогики, где темы выступающих касались актуальных проблем современного образования: «Школа Кристин Линклейтер, перевернувшая мир», «Музыкальное образование в России второй половины XVIII века в контексте идей просвещения».

Был интересный блок, посвященный одним из важнейших аспектов в понимании музыки, как сложной, концептуальной науки, где рассматривались связь формы, содержания, драматургической наполненности и композиционных особенностей, как, например, в докладах «Габриэль Прокофьев: о концерте для DJ-проигрывателей и оркестра», «Форма-содержание в произведении Жоржа Апергиса “7 преступлений любви”», «Эстетика пространства в фоновой музыке», «Австро-немецкие композиторы и кабаре начала ХХ века: взаимодействия и пересечения».

Некоторые доклады вызвали бурные отклики зала и дискуссии, как это было после темы «Обучение музыкальной журналистике в Великобритании: концепция профессии сквозь призму учебных планов». Были и выступления, в ходе которых выступающий пересматривал свои взгляды относительно представленной темы и по-новому воспринимал ее после комментария оппонентов, как в случае с докладом «Фортепианный цикл С.Прокофьева «Вещи в себе» в свете философских понятий Канта: опыт интерпретации».

Значительность, острота, меткость в выбранных проблематиках - это всегда «пища» для дискуссий, рассуждений и споров, а как известно, именно в них рождается истина. Впечатлениями о проведенной конференции поделились некоторые участники и слушатели:

Мария Ковалева (аспирант, музыковед, участник и ведущий конференции)

В конференции "Исследования молодых музыковедов" я принимаю участие не один год и каждая конференция для меня имеет особое значение, поскольку после выступлений я чувствую себя на одну маленькую ступень ближе к большой науке. Эта конференция даёт прекрасную возможность профессионального общения начинающих и молодых исследователей, мы узнаем круг научных интересов друг друга, на короткий срок погружаемся в далёкую и даже неизвестную для себя тематику, что несомненно расширяет наш кругозор. Каждый исследователь должен делиться своими находками, выступая перед аудиторией, а аудитория может направить исследователя на дальнейший путь в познании своей темы. Этот взаимообмен бесценен!

Татьяна Яковлева (аспирант, музыковед, участник и ведущий конференции)

Конференция "Исследования молодых музыковедов" - это отличное место для начала научной деятельности. Сначала - это только повод заняться какой-либо темой и рассказать своим друзьям-коллегам о мыслях и открытиях, а затем из такого "повода" раскрываются полноценные научные исследования. Кроме того, конференция дает возможность учиться дискутировать, задавать вопросы и отвечать на них. Надеюсь, что она будет проводиться регулярно и не снижать свой высокий статус как в отношении участников и качества докладов, так и в самой организации!

Елена Филина (музыкальный журналист 2 курс, слушатель)

Для меня это мероприятие - кладезь новых знаний и идей. В этот раз были очень интересные темы, актуальные, а самое главное, что все участники «горели» своими докладами. Это находило отклик в зрителях, всегда задавали вопросы, участвовали в дискуссиях и в общем-то были заинтересованы. Ведь часто, мы сталкиваемся с конференциями, где, вроде как, тема интересная, но рассказана уж очень скучно, сухо и никак... впечатление сразу теряется, становится скучно, ничего не хочется спрашивать. Здесь, мне не было скучно.  Нужно продолжать традицию проведения конференций... Это отличный стартап для студентов, возможность публикаций и отличная возможность показать себя и рассказать всем, что тебя интересует здесь и сейчас.

Елизавета Шавырина (музыковед 1 курс, участник конференции)

Учитывая, что в конференции участвовали в основном аспиранты и старшекурсники, мне было очень приятно и ответственно выступать с докладом. Это отличная возможность проявить себя в научной работе, не имея большого опыта, и получая его именно таким образом. Было очень интересно слушать взрослых коллег, учиться у них и равняться на них. Традиция проведения этой конференции конечно должна продолжаться, это в определенной степени готовит молодого музыковеда к будущей дипломной работе и, возможно, к написанию глобальных исследований. Для меня было важно научиться выступать на публике: говорить интересно, привлекать внимание слушателей к своему докладу и, в конечном итоге, заразить их своей любовью к теме.

Наиля Насибулина (музыковед 1 курс, участник конференции)

Конференция - это, как говорится, отличный шанс "себя показать, на других посмотреть". Мне было действительно интересно проделать такую серьезную для первого курса работу, поделиться своими мыслями с другими исследователями, послушать, что они сами думают о некоторых проблемах музыковедения, узнать, какие темы сейчас наиболее востребованы. Я считаю, что проводить такую конференцию каждый год - большое дело, потому что для музыковедов из разных городов это отличная возможность выступить со своей работой.

Наталья Михайлова (музыкальный журналист 2 курс, участник конференции)

Такое мероприятие - ценная возможность поработать с большим количеством информации, провести исследовательскую работу, самое главное - разработать идею и рассказать ее миру. Нужно продолжать традицию ее проведения. От себя скажу: мне не хватило масштаба, нужно расширять горизонты и географию этого события, размеры аудитории, количество слушателей и выступающих.

В заключении хотелось выразить благодарность организаторам конференции и лично доктору искусствоведения, профессору Татьяне Ивановне Науменко. И конечно же, спасибо всем участникам и слушателям! Так держать друзья! Пусть слова великого русского композитора М. П. Мусоргского станут девизом для вас и ваших открытий: «Вперед, к новым берегам!»

Материал подготовила студентка 1 курса музыкальной журналистики
Вера Давтян

 

@Mail.ru Rambler's Top100