home

Вы здесь

Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2014»

Международная научная конференция под общим названием «Музыковедческий форум» имеет свою достаточно давнюю и сложную историю, которую необходимо рассказать, прежде чем представить читателю материалы прошедшей в 2014 году третьей конференции этого цикла.

Идея «странной» конференции, объединяющей разные, далекие друг от друга темы, родилась в 2010 году в силу случайно сошедшихся обстоятельств. В тот год совпали по срокам три замысла. Во-первых, именно тогда созрело намерение провести совместную научную сессию Гнесинской академии и Института искусствознания (ГИИ) по образцу нескольких фестивалей и конференций, прошедших в 2000-е годы на пересечении разных научных школ – Московской консерватории, Музейного объединения имени М.И.Глинки, Музея П.И.Чайковского в Клину, Петербургской консерватории и других. Во-вторых, той же осенью 2010 года главный научный сотрудник ГИИ доктор искусствоведения М.Е.Левашев предложил посвятить очередные ежегодные Келдышевские чтения «забытому музыкознанию», и одной из главных фигур в них должен был стать музыкант гнесинской школы А.Н.Дроздов. И наконец, в-третьих, необходимо было почтить память ушедшего в 2009 году М.Г.Арановского, одного из авторитетнейших представителей отечественного музыкознания, долгие годы возглавлявшего отдел в ГИИ.

Все это катастрофически совпадало по срокам, и само собой родилось решение эти инициативы слить в одну, состоящую из трех направлений, соединив организационные усилия всех устроителей. Тему для третьего проблемного блока конференции искали вместе преподаватели РАМ имени Гнесиных Т.Ю.Масловская, М.Г.Раку, В.Б.Валькова. Найденная тема стала своеобразной параллелью идеи «забытого музыкознания» Е.М.Левашева и определилась как «неуслышанная музыка». Общими стараниями придумали имя родившемуся «трехглавому детищу»: «Музыковедческий форум 2010».

Организаторам первого Форума пришлось провести предварительный жесткий конкурс заявок – их пришло около 120. Особенным вниманием потенциальных участников пользовался блок «Неуслышанная музыка», который занял два дня конференции (все событие проходило в 4 дня).

«Музыковедческий форум 2010» имел несомненный успех, материалы его были размещены на сайте РАМ имени Гнесиных, резонанс события был весьма громким и долгим. Организаторы неожиданно для себя обнаружили, что вынужденное объединение разных направлений может стать востребованным «брендом».

В ноябре 2012 года успешно прошел второй Музыковедческий форум. Теперь уже устроители акцентировали некое скрытое единство трех предложенных проблемных блоков. В сборнике материалов Форума, опубликованном на сайте РАМ имени Гнесиных, его составители (Л.О.Акопян и В.Б.Валькова) указывали: «По мысли организаторов, каждый форум представляет собой соединение нескольких тематических блоков. Они должны охватывать разные, казалось бы, ничем не связанные проблемные направления, дающие (именно благодаря их контрастному сопоставлению) максимально широкую панораму актуальных музыковедческих исследований. Один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, а в третьем сосредоточены исследования по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов» (см.: http://www.gnesin-academy.ru/node/7163).

Эту установку продолжил и развил третий Музыковедческий форум, прошедший 17-19 ноября 2014 года. На этот раз конференция оказалась в необычном и неблагоприятном для нее контексте – октябрь-ноябрь 2014 года был отмечен настоящим «конференционным марафоном». В одной только Гнесинской академии конференции шли одна за другой почти «встык», и конечно главным событием должна была стать – и стала – конференция, посвященная 70-летию нашего вуза. Конкурировать с ней было делом заведомо безнадежным, однако изменить сложившуюся периодичность в проведении Форума (раз в 2 года) устроители не решились.

«Музыковедческий форум 2014» имел, как и все предыдущие, свои особенности: тема первого блока (прошедшего 17 ноября) – «Великобритания – музыкальная держава (2014 год Великобритании в России)» – в определенном смысле продолжала прежнюю рубрику «Неуслышанная музыка». Англия по-прежнему остается для нас некоей музыкальной terra incognita. Эта секция представляла еще и деятельность научно-исследовательского центра при кафедре истории музыки «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий».

Как и следовало ожидать, большинство докладов «британской» секции несло в себе возможность открытия новых или малоизвестных имен и произведений. Среди них были «английский Моцарт» Томас Линли Младший (с впечатляющей демонстрацией музыки в записи собственного исполнения преподавателя Московской консерватории Е.Ю.Антоненко), английская фортепианная музыка раннего романтизма в докладе А.А.Колесникова (Москва).

Наиболее широко были представлены достижения ХХ века. О струнных концертах Ф.Дилиуса, Р.Воан Уильямса, А.Э.Т.Бакса, У.Т.Уолтона и других рассказала аспирантка РАМ им. Гнесиных Е.В.Солоухина (научный руководитель профессор Т.М.Джани-Заде), ведущий научный сотрудник ГИИ О.В.Собакина осветила творчество композиторов Манчестерской группы в контексте музыкальной жизни Великобритании 1950-1960-х годов.  Музыка, вдохновленная современной живописью, была показана в докладах профессора РАМ им. Гнесиных Т.В.Цареградской («Бёртуисл и живопись») и профессора Ереванской консерватории С.К.Саркисян (в пьесе М.-Э.Тёрнейджа). Об оригинальных направлениях художественных поисков размышляли аспирантка и преподаватель Петрозаводской консерватории А.Ю.Алексеева (в докладе о «бриколёре» Майкле Наймане) и доцент Московской консерватории Р.А.Насонов, рассказавший о религиозных исканиях Джона Тавенера.

Особое место в проблематике первого дня конференции заняли сообщения профессора Нижегородской консерватории В.Н.Сырова («Британский рок как национальный феномен») и доцента Петербургской консерватории Н.А.Брагинской («Английские страницы творчества И.Стравинского 1940-1960-х годов»).

Второй день Форума, посвященный семиотике и герменевтике музыки, открыло остро дискуссионное выступление ведущего сотрудника ГИИ Л.О.Акопяна. Он подверг сомнению результативность семиотических методов, которые в музыкознании часто приводят к самоочевидным и даже тривиальным выводам. Докладчик озадачил аудиторию смелым утверждением, что академическая музыка европейской традиции не должна быть семиотическим объектом, поскольку является родным языком для всех ее слушающих и изучающих («родной язык – не знаковая система»). В качестве продуктивной альтернативы семиотике Л.О.Акопян выдвинул герменевтику – практику толкования того, что сказано на родном языке (но почему-либо не вполне понятно его носителям).

Противовесом первому сообщению оказался насквозь «семиотический» доклад профессора Московской консерватории В.Н.Холоповой, представившей отнюдь не исчерпанные с ее точки зрения возможности семиотики и близких ей областей (герменевтики, теории музыкального содержания) для музыкального анализа, а также свою новую книгу «Феномен музыки».

«Старую» герменевтику отстаивала в своем сообщении профессор Нижегородской консерватории Ю.С.Векслер, возможности интертекстуального анализа демонстрировала профессор РАМ им. Гнесиных И.С.Стогний, неожиданные смысловые резонансы барочной символики нашла в музыке М.П.Мусоргского профессор Киевской консерватории О.Б.Соломонова. Широкий проблемный спектр этого дня включал также аспекты национальной идентичности в истории музыки (доклад кандидата искусствоведения Е.В.Лобанковой), оперный метатекст (его показала на примере творчества Сергея Слонимского профессор Красноярской академии музыки и театра Л.В.Гаврилова), и даже «структурную археологию» Владимира Мартынова (доклад профессора Московской консерватории М.И.Катунян).

Особый интерес аудитории вызвали два доклада наших гостей из  Даремского университета (Англия). Патрик Зук представил тонкий музыкально-психологический анализ «пост-травматических модальностей» в Шестой симфонии Н.Я.Мясковского, а его аспирант Джозеф Шульц поставил вопрос о «скандальных» антисоветских  подтекстах в Третьей симфонии А.Хачатуряна, осужденной в 1948 году за формализм.

Третий день «Музыковедческого форума 2014» проходил в Государственном институте искусствознания в рамках ежегодных Келдышевских чтений (кураторами этого дня были сотрудники ГИИ: два доктора искусствоведения – Е.М.Левашов и М.П.Рахманова, кандидат искусствоведения Н.И.Тетерина). Два юбилея – П.М.Мусоргского (175-летие) и Н.А.Римского-Корсакова (170-летие) собрали весьма представительную группу докладчиков, затронувших множество актуальных аспектов наследия славных юбиляров. Пожалуй, программа этого дня, включавшего 16 докладов, была самой обширной и многообразной.

Научная интерпретация большого комплекса эстетических, мировоззренческих и драматургических проблем мышления Мусоргского и Римского-Корсакова, новые факты их биографий и психологические характеристики – вот лишь некоторые вопросы, которые волновали отечественных и зарубежных музыковедов в двойной юбилейный год.

В центре внимания оказались проблемы оперной драматургии и истории оперных постановок, им были посвящены доклады Л.А.Серебряковой (Екатеринбург), В.В.Горячих (Санкт-Петербург), М.В.Пащенко (Москва), Е.А.Михайловой (Санкт-Петербург). Биографические изыскания освещались в сообщениях З.М.Гусейновой (Санкт-Петербург), В.И.Скуратовского (Екатеринбург), М.П.Рахмановой (Москва). Истории и особенностям несценических произведений уделили внимание Е.М.Левашев (Москва), С.А.Петухова (Москва), Е.М.Двоскина (Москва) и в совместном исследовании – А.В.Лебедева-Емелина и А.А.Наумов (Москва).

Были представлены и более специфические темы: вопросы историософии в докладе Н.В.Бекетовой «Римский-Корсаков – Мусоргский: гармония и кризис русского исторического бытия» (Ростов-на-Дону), рецепция наследия Мусоргского в советской культуре (сообщение М.Г.Раку «Борьба за аутентичного “Бориса” в советской культуре 1920-30-х годов», Москва), параллели с искусством ХХ века в докладах Н.И.Тетериной («Модест Мусоргский и Михаил Булгаков: неожиданные параллели») и В.А.Александровой («Художественный прием центона у Мусоргского и Свиридова» – текст был зачитан Е.М.Левашевым). В исполнении Е.М.Левашова прозвучал также доклад Альбрехта Гауба из Нью-Йорка на тему: «Академическое издание коллективной “Млады” и его пределы».

По уже сложившейся традиции конференция «Музыковедческий форум 2014» включала также заочную сессию. На этот раз она была более компактной, чем обычно, и состояла из трех следующих докладов:

  • В.И. Нилова (Петрозаводск). Английский след в лютеранских гимнах Финляндии.
  • А.Максимова (Петрозаводск). Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского.
  • Ю.Крейнина (Иерусалим). Малер и Клее: на пути к разгадке природы динамической формы в музыке и изобразительном искусстве.

Доклады заочной сессии были размещены на сайте РАМ им. Гнесиных и предоставлены в распечатке всем присутствовавшим на заседаниях Форума.

Пока трудно с полной уверенностью судить, насколько успешным оказалось третье испытание на прочность такого необычного проекта, как  «Музыковедческий форум». Однако надежду внушает уже тот факт, что событие состоялось и не затерялось в условиях жесткой конкуренции подобных инициатив.

Публикуемая в нашем электронном издании подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях третьего «Музыковедческого форума» (включая ряд стендовых докладов участников «заочной сессии»). Как и при публикации материалов предыдущих Форумов, составители сочли целесообразным сохранить авторские редакции всех статей, не унифицируя их оформление и не вмешиваясь в индивидуальные особенности текстов, со свойственными им порой шероховатостями устного изложения. Такое решение дает возможность ярче представить преимущества профессионального общения на конференции: атмосферу живого слова, дискуссионности, смелых «проблемных прорывов».

Значительная часть материалов «Музыковедческого форума 2014» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2014 и 2015 годы. Материалы третьей секции Форума  – «М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков в мировой художественной культуре» – опубликованы в электронном журнале Государственного института искусствознания «Искусство музыки: теория и история» (2015, № 13). При размещении на Сайте РАМ им. Гнесиных статей, публикуемых в журналах «Ученые записки РАМ им. Гнесиных» и «Искусство музыки: теория и история», в большинстве случаев сохраняется осуществленное в упомянутых изданиях форматирование и редактирование.

Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: проректору по научной работе профессору Д.К.Кирнарской, дирекции Государственного института искусствознания, ответственному секретарю журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» А. С. Ройзен, редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения И.С.Стогний, студентам РАМ им. Гнесиных и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов.

Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и размышления можно направлять по адресу: veraval@yandex.ru

@Mail.ru Rambler's Top100