home

Вы здесь

Международный конкурс органистов имени В.Ф.Одоевского. Состав жюри

Второй Международный конкурс органистов имени В.Ф. Одоевского

 

Профессор Александр Фисейский (Россия), Председатель жюри
Профессор Рубин Абдуллин (Россия)
Профессор Кирилл Волков (Россия)
Профессор Зигмунд Сатмари (Венгрия/Германия)
Профессор Жан-Поль Имбер (Франция)
Александр Князев (Россия)
Даниэль Сальвадор (Испания)
 
 

Солист Московской государственной академической филармонии, Заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский ведет разностороннюю творческую жизнь. Он известен как исполнитель, педагог, организатор, исследователь.

Александр Фисейский завершил образование в Московской консерватории у блистательных педагогов В. Горностаевой (фортепиано) и Л. Ройзмана (орган). Он выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами. Партнерами музыканта были В. Гергиев, В. Федосеев, М. Янсонс, В. Минин, Е. Образцова, М. Федотов, Э. Хаупт, М. Хёфс, Х. Альбрехт. Его исполнительское искусство было представлено более чем в 30 странах мира. Сольные концерты музыканта проходили в таких известных залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.

Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений современных авторов Б. Чайковского, Р. Щедрина, О. Галахова, М. Коллонтая, В. Рябова, Э. Опица, В. Эрбахера, М. Вайса, М. Кройца и других. В концертном сезоне 2016-2017 гг. сольные выступления А. Фисейского с успехом прошли в музыкальных центрах Австрии, Германии, Франции, Италии, Испании, Польши и России.

Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт. Неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. 250-летие со дня смерти Баха в 2000 году А. Фисейский отметил уникальными сериями концертов, четыре раза исполнив все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. Причем в Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня. Начав эту уникальную акцию, посвященную памяти И.С. Баха в 6.30 утра, российский музыкант завершил ее в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов! Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» изданы немецкой фирмой Griola. Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса). В сезонах 2017–2020 гг.  А. Фисейский исполняет цикл «Все органные сочинения И. С. Баха» (15 программ) в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в Москве.

Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой в Российской академии музыки им. Гнесиных и в МГИМ им. А. Г. Шнитке. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии, Польше и России.

Музыкант явился инициатором и вдохновителем Международных фестивалей органной музыки в нашей стране. С 2005 года он проводит в Концертном зале им. П. И. Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ имени Гнесиных – ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке», Международный фестиваль «Музыкальное приношение И. С. Баху» и Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского.

Важнейшей частью просветительской деятельности А. Фисейского является пропаганда национального органного наследия. Это – семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году российский органист провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).

_________________________________________________________________________________

Народный артист России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, ректор Казанской государственной консерватории, профессор Рубин Абдуллин окончил фортепианный факультет Казанской государственной консерватории по классу профессора Э. А. Монасзона, а специальность органиста получил в Ленинградской государственной консерватории в классе профессора Н. И. Оксентян. Совершенствовался как педагог и органист-исполнитель в аспирантуре Московской государственной консерватории под руководством профессора Л. И. Ройзмана.

Рубин Абдуллин ведет класс специального фортепиано и органа в Казанской консерватории. Среди его учеников – известные музыканты, преподаватели вузов и концертирующие органисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

Активную концертную деятельность Р. Абдуллин ведет в России, в странах Европы и США. Репертуар его концертных программ охватывает все основные стили от произведений эпохи Возрождения до наших дней. Органист исполнил  целый ряд масштабных концертных циклов, таких как  «И. С. Бах, его предшественники и современники», «Из истории органной музыки», «Если бы Бах вел дневник», «Портреты композиторов-органистов» и др. Музыкантом записан цикл Klavierübung III. teil («Органная месса»)
И. С. Баха.

Р. Абдуллин является лауреатом многих почетных званий, среди которых –  звания лауреата  Республиканской премии им. М. Джалиля в области литературы и искусства (1988) и Народного артиста Республики Татарстан» (1992). Музыкант является также лауреатом премии благотворительного фонда «Хрустальная пирамида» за вклад в искусство (1997) и лауреатом Государственной премии Российской Федерации (2000).

_________________________________________________________________________________

Кирилл Евгеньевич Волков (р. 1943) – выдающийся российский композитор нашего времени, народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Он является воспитанником  Московской консерватории, где занимался в классе композитора – классика XX века – Арама Ильича Хачатуряна. Ныне К. Волков возглавляет кафедру композиции и инструментовки Российской академии музыки имени Гнесиных.

Кирилл Волков – автор опер «Мужицкий сказ» (по рассказу Л.Сейфуллиной); «Наш Гайдар»; «Живи и помни» (по одноименной повести В. Распутина); «Печальный детектив» (по роману В. Астафьева); «Слон» (по комедии А. Копкова); «Тёркин, Тёркин…» (по А. Твардовскому).

Им написаны кантаты «Слово» (на строки из «Слова о полку Игореве»),  «Тихая  моя родина…» и «Взбегу на холм» (на стихи Н. Рубцова);  хоровая мистерия  «АВВАКУМ» (по «Житию протопопа Аввакума»); хоровой цикл «Сонеты У. Шекспира».

Композитором созданы две симфонии, концерт-картины «Андрей Рублёв», два концерта – для большого симфонического оркестра и для квартета арф с оркестром, сюита для квартета арф «Русские города», симфонический «Владимирский триптих» – и много других сочинений самых разнообразных жанров. В жанре камерной музыки – 5 сонат для фортепиано, 5 сонат для баяна, три сонаты для органа, соната-диптих для виолончели и органа, соната для виолончели и органа, «Поклон Томазо ди Челано» для тромбона и органа, «Складень» – диптих для баяна и органа.

К. Волков проявил себя как подлинный новатор, создав первый в истории музыки концерт для русского народного инструмента (домра) с симфоническим оркестром и оригинальный дуэт баяна с органом (произведение «Складень-икона», посвящённое свв. Мефодию и Кириллу), а также осуществив новый подход к репертуару оркестра русских народных инструментов, проявившийся в триаде сюит «Русские усадебные вальсы», «Дома Москвы» и «Бульвары Москвы». За оперу «Живи и помни», кантаты «Тихая моя Родина» и «Слово» композитору была присуждена Государственная премия России имени М. И. Глинки.

Кирилл Волков стал в 1996 г. первым композитором, удостоенным Всероссийского престижного приза «Душа танца» журнала «Балет» за музыку балета «Доктор Живаго», поставленного в США (г. Де Мойн) и в Болгарии (г. Варна).

Сочинения К. Волкова постоянно исполняются в Москве, других городах России и стран СНГ, а также в Германии, США, Канаде, Италии, Испании, Чехии, Словакии, КНР, Южной Корее, Болгарии, Польше, Великобритании.

_________________________________________________________________________________

Выдающийся музыкант современности Зигмунд Сатмари родился в 1939 году в Венгрии, в настоящее время живёт в Германии. З. Сатмари обучался в Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште (класс органа – Ф. Гергели;  класс композиции – Ф. Сабо). Как исполнитель стажировался в Вене у А. Форера и во Франкфурте-на-Майне у Г. Вальхи; одновременно изучал современную музыку в Кёльне, занимался композицией с А. Пуссером и К. Штокхаузеном, брал уроки у Д. Лигети в рамках летних композиторских курсов в Дармштадте. В 1960 году Сатмари получил I премию на Международном конкурсе органистов имени Ф. Листа в Будапеште, а в 1972 году был удостоен Баховской стипендии в Гамбурге.

Завершив обучение в 1970 году, Зигмунд Сатмари сначала работал кантором в одном из округов Гамбурга, а затем – в Бремене. В 1972 году он начал преподавать в Любеке; в дальнейшем вел педагогическую деятельность в Бремене и Ганновере. В 1978 году Сатмари получил должность профессора Высшей школы музыки Фрайбурга. Он регулярно проводит мастер-классы в Гарлемской органной академии (Нидерланды), ведёт курс композиции в Дармштадте, читает лекции во многих консерваториях и университетах Европы, Северной Америки, Японии и Кореи.

В репертуаре органиста произведения, созданные в XVII-XXI вв. Он превосходно ориентируется в современной музыке, открывая слушателям художественный мир таких авторов, как Л. Берио, Д. Лигети, М. Кагель, Д. Куртаг, Дж. Кейдж, Х. Холлигер, Г. Лахенманн, В. Рим, П. Этвеш, В. Глобокар, П. Ружичка, Д. Шнебель, Г. Зендер, Р. Хаубеншток-Рамати, М. Ишии и других (в общей сложности на счету Сатмари около 120 премьер).

З. Сатмари получил известность не только как органист и педагог, но и как композитор, пианист и дирижёр. Его камерно-инструментальные произведения и опусы для хора и оркестра выпущены в свет издательствами  Bärenreiter и Moeck.

За активную концертную, педагогическую и композиторскую деятельность музыкант удостоен ряда престижных призов и наград, в том числе, премии Венгерского общества им. Ф. Листа (1987) и премии  Pro Artibus (2008). Зигмунд Сатмари – Почётный член Венгерской академии литературы и изящных искусств (2009).

Записи музыканта изданы фирмами Sony, Harmonia Mundi, Wergo, Signum, RCA, BIS, Hungaroton, ARE. Его дискография включает сочинения Баха, Листа, Дворжака, Лигети, современных авторов, а также собственные произведения.

_________________________________________________________________________________

Один из наиболее ярких представителй французской органной исполнительской школы Жан-Поль Имбер родился в 1942 году в городе Клермон-Ферран, где обучался игре на фортепиано и органе. В возрасте 15 лет получил должность органиста в церкви св. Жанны д' Арк.  В 1962-1965 гг. обучался в Париже у знаменитых органистов – Пьера Кошро  и Жана Гийю, которому впоследствии с 1971 по 1993 год ассистировал в парижской церкви св. Евстахия.

В 1993 году музыкант получил должность штатного органиста за инструментом Клойкера в соборе Снежного Покрова Пресвятой Богородицы в городе Альп д'Юэз, и был ответственным за организацию концертов, в которых выступали известные органисты со всего мира. С 1988 года здесь же он организует семинары для студентов из музыкальных учебных заведений разных стран, которые со временем приобретают форму учебных курсов, проводимых такими музыкантами, как панфлейтист Корнель Пана, дирижёр и скрипач Кристиан Чуча (мастерство хорового пения), Жан Луи Серр и Мария Тереза Келлер (оперное исполнение).   

С 1999 года он ежегодно преподавал в Бад-Риппольдзау в немецком Шварцвальде.

В 1997-2006 гг. был органистом базилики Божией Матери Неустанной Помощи в Париже, где много сделал для того, чтобы установленный здесь великолепный современный орган (Бургарель (1965) - Даргасси (1997-2004) получил широкую известность благодаря организованной им серии концертов «Дуэт с органом», а также самой церемонии официальной инаугурации инструмента в сентябре 2004 года с участием оркестра парижской Схола Канторум под управлением Мишеля Дэни. На этом органе музыкант осуществил несколько записей.

С 1982 года он преподаёт в Схола Канторум, и многие из его учеников стали известными в мире артистами.

Его концерты проходили, в основном, в Европе, где большой интерес у публики вызывали его новаторские регистровки и стремление использовать все художественные возможности инструментов. Он принимал участие в самых известных фестивалях: в  Кане, Шартре, на Радио Франс, в Равенне, Турине, Кембридже, Риме, Роквере, Бордо, Москве, Фрайбурге-в-Брайсгау, Гданьск-Оливе, Портсмуте, Лозанне. Наибольшие предпочтения музыкант отдаёт творчеству Баха, а также произведениям романтической школы, и его интерпретации получаются всегда очень живыми и красочными. Он написал ряд транскрипций сочинений Прокофьева, Рахманинова, Грига, Листа, Верди и Вагнера.

Жан Поль Имбер имеет знаки отличия: он является офицером ордена Искусств и изящной словесности от французского Министерства культуры и коммуникаций (2010) и кавалером ордена Академических пальмовых ветвей от французского Министерства национального образования (2014).

Его дискография включает записи на таких великолепных инструментах, как органы церкви св. Евстахия в Париже, концертного зала Тонхалле в Цюрихе, базилики св. Сатурнина в Тулузе, церкви св. Стефана в Кане, церкви св. Бонавентуры в Лионе, собора Снежного Покрова Пресвятой Богородицы в Альп д'Юэзе, базилики Божией Матери Неустанной Помощи в Париже. Он записал не только множество малоизвестных и редко исполняемых сочинений, но также и целый ряд транскрипций симфонических произведений, в том числе собственных транскрипций. За некоторые записи он получил награды, как например, от Академии Шарля Кро. У него есть также записи, сделанные в дуэте с трубачом Ги Тувроном, гобоистом Антуаном Себийотом и флейтистом Габриэлем Фюме.

_________________________________________________________________________________

Заслуженный артист России, солист Московской филармонии Александр Князев родился в Москве, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А. К. Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. И. Козлова). Еще будучи учеником девятого класса школы, стал дипломантом Всероссийского конкурса, проходившего в 1977 г. в Казани, и в том же году победил на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Вильнюсе, разделив первую премию с А. Рудиным. В 1978 г. А. Князев завоевал третью премию на VI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве (также разделив ее с А. Рудиным); в 1979 г. был удостоен бронзовой медали на Международном конкурсе имени Г. Кассадо во Флоренции (Италия). В 1987 году в ансамбле с пианисткой Екатериной Воскресенской стал лауреатом первой премии на Международном фестивале камерной музыки в Трапани (Италия). В 1990 г. второй раз принял участие в конкурсе имени П.И. Чайковского, заняв в этом международном соревновании второе место, а в 1992 г. на Международном конкурсе УНИСА в Претории получил первую премию.

В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический оркестр, Национальный оркестр  Франции, Оркестр  Парижа, Токийский симфонический оркестр и NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Резиденц-оркестр Гааги, Нидерландский камерный оркестр, Симфонический оркестр имени Дж. Верди (Милан), Государственный оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, камерные коллективы «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы».

Исполнитель сотрудничал с именитыми дирижерами, такими как Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков,  Александр Ведерников; с замечательными солистами-инструменталистами, в числе которых:  Жан Гийю, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Сергей Крылов, Денис Мацуев, Огюстен Дюме, Борис Березовский, Валерий Афанасьев, Михаил Воскресенский, Николай Луганский, Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Эдуард Оганесян, Пламена Мангова, Катя Сканави, Алена Баева. Регулярно выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, а в последние годы — с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

 Концерты А. Князева с успехом проходят во многих странах мира в таких престижных залах, как  амстердамский Концертгебау, парижский зал Плейель и Театр Елисейских Полей, Дворец изящных искусств в Брюсселе, лондонские Wigmore Hall и Royal Festival Hall, зальцбургский Моцартеум, венские Musikverein и Konzerthaus, залы Рудольфинум в Праге, Аудиториум в Милане, Suntory Hallв Токио, а также в лучших концертных залах Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран.

Музыкант принимал участие во многих международных фестивалях, среди которых: «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестиваль Французского радио в Монпелье, «Безумные дни» в Нанте,  Зальцбургский фестиваль, «Пражская осень», «Эльба — музыкальный остров Европы», имени Энеску в Бухаресте, фестивали в Сен-Дени, Ла Рок д'Антероне, Гштааде, Вербье, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейро.

В 1995 - 2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики стали лауреатами международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. А. Князев был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве. В 2012 году он возглавлял жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности орган в Калининграде.

В органном репертуаре А. Князева значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе такие масштабные циклы, как Восемнадцать лейпцигских хоралов, Шесть трио-сонат, «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации», Шесть сонат для скрипки и органа. Он не раз выступал в концертах с французским органистом Жаном Гийю, а также записал его «Концертную фантазию» для виолончели и органа (посвящена А. Князеву).

В дискографии музыканта – записи камерной музыки Баха, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Шопена, Франка, Изаи, антология виолончельных произведений Регера, виолончельный концерт Дворжака, Вариации на тему рококо Чайковского, «Шеломо» Блоха и многие другие сочинения. Записи музыканта занимают почетные места в экспертных рейтингах, удостоены целого ряда престижных премий: немецкой Echo Klassik, французской Diapason d'Or, британской Gramophone Prize.

_________________________________________________________________________________

Даниэль Сальвадор родился в г. Самора (Испания). Здесь началось его знакомство с искусством игры на фортепиано, за которым последовало обучение в г. Саламанка у профессора Х. Брагадо и в итоге – звание лауреата национального конкурса фортепианной музыки «Хэрардо Диего». Первые навыки и основы органного исполнительства он получил в музыкальном училище г. Саламанка под руководством своего наставника Р. Дельгадо, продолжив затем образование уже в Мадридской Королевской консерватории, куда поступил одновременно на две специальности: орган (профессор М. дель Барко) и музыковедение (профессор И. Фернандес де ла Куэста). Во время учебы он принимал участие в мастер-классах Луиджи Тагливини (Италия), Пьер Фараго (Франция) и Монтсеррат Торрент (Испания) и стал лауреатом Международного конкурса JM International по классу органа (Испания).

Его работа в качестве церковного органиста началась с юных лет в церкви Салезианских Отцов «María Auxiliadora», а затем продолжилась в Кафедральном Соборе г. Самора, до поступления в Мадридскую Королевскую консерваторию. В качестве концертирующего органиста и клавесиниста музыкант выступал на лучших органных площадках страны, таких как Мадридский Кафедральный Собор, Соборы городов Толедо, Леон, Куэнка, Мурсия, Монастырь Гвадалупе, Королевский Монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств и Auditorio Nacional (Национальная Филармония), а также в различных европейских городах: Париж, Антверпен, Рим, Рига и др. Д. Сальвадор постоянно сотрудничает с камерным оркестром «Villa de Madrid» и камерным барочным ансамблем «Stylus Cubicularis», с которым записал несколько дисков испанской барочной музыки. В период с 2010 по 2012 гг. он входил в совет Мадридской Королевской консерватории. С 2012 г. является органистом Архиепископства г. Мадрида для JMJ (Всемирный день молодёжи). Музыкант был удостоен чести быть органистам на церемонии причисления к лику святых католического Епископа Дон Альваро дель Портильо (2014 г.) и в настоящее время является органистом Папской Базилики «San Miguel» - Апостольская Нунциатура в Испании.

В 2009 г. Д. Сальвадор начал обучение в Мадридской Королевской консерватории по классу композиции у профессоров М. Секо де Арпе и Т. Каталан. Принимал участие в мастер-классах профессоров А. Чайковского (Московская консерватория) и Э. Плог (США). Большая часть его сочинений носит религиозный характер, как, например, «Иконы Господа Нашего Иисуса Христа» – цикл   симфонических поэм для оркестра, хора и органа. Высокую оценку публики и критиков также получили нерелигиозные произведения Д. Сальвадора, среди которых особо можно выделить композиции для органа «Планеты» и «Санта Компанья», выбранные для исполнения на Международном фестивале современной музыки «CoMa’13». Его музыка звучит в нескольких документальных фильмах и в испанском короткометражном фильме «Ángel Negro».

В круг научных интересов Д. Сальвадора входят вопросы развития фольклорной музыки северо-запада Испании и ее влияния на испанскую старинную музыку. Продолжительное время он сотрудничал с фольклорной группой “Santarén-Folk”, вместе с которой записал несколько дисков. Музыкант является участником ансамблей старинной музыки “Ensamble de la Abadesa” и “Ars Combinatoria”, занимается транскрипцией старинных партитур различных эпох, сотрудничает с радиостанцией «Радио Мария» в качестве соведущего программы, посвященной истории религиозной музыки.

В Мадридской Королевской консерватории Д. Сальвадор изучал дирижирование под руководством профессора М. Падилья и А. Мойа и принимал участие в мастер-классах Энрике Гарсиа Асенсио, специалиста по дирижерской технике Серджу Челибидаке. Здесь же он изучал музыкальную педагогику под руководством доктора Х. А. Торрадо.

В дальнейшем педагогическая деятельность Д. Сальвадора была связана, главным образом, с колледжем «Mater Salvatoris», где он преподавал не только игру на органе, но и историю музыки, анализ и полифонию, а в 2010 – 2015 гг. руководил камерным оркестром.

С 2014 г. музыкант является приглашенным преподавателем кафедры композиции в Мадридской Королевской консерватории.

 

 

Первый Международный конкурс органистов имени В.Ф. Одоевского

 
Профессор Александр Фисейский (Россия), Председатель жюри
Профессор Кирилл Волков (Россия)
Профессор Наталия Гуреева (Россия)
Профессор Зигмунд Сатмари (Венгрия/Германия)
Профессор Жан-Поль Имбер (Франция)
Профессор Роман Перуцкий (Польша)
Профессор Клаус Кухлинг (Австрия)
Юрий Семёнов (Россия)
 
 

Заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Владимирович Фисейский родился в Москве, с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где учился у блистательных педагогов В. Горностаевой (фортепиано) и Л. Ройзмана (орган), и сегодня является одним из наиболее известных и влиятельных органистов в России и за рубежом.

Он выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами. Партнёрами музыканта были В. Гергиев и В. Федосеев, М. Янсонс и В. Минин, М. Федотов и Э. Хаупт, М. Хёфс и М. Онимус, Е. Образцова и В. Левко. Его исполнительское искусство  было представлено более чем в 30 странах мира. Сольные концерты музыканта проходили в таких известных залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.

Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений современных авторов Б. Чайковского, О. Галахова, М. Коллонтая, В. Рябова, Э. Опица, В. Эрбахера, М. Вайса и других.

В 2014-2015 гг. сольные концерты российского органиста с успехом проходили в Австрии, Германии, Франции, Италии, Дании, Польши, России и Белоруссии.

Значительные события исполнительской карьеры А. Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт. Неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. 250-летие со дня смерти Баха в 2000 году А. Фисейский отметил уникальными сериями концертов, четыре раза исполнив все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. В Дюссельдорфе этот цикл был исполнен музыкантом в течение одного дня, где он провёл за органным пультом практически без перерыва 19 часов.

В сезонах 2013-2016 гг.  А. Фисейский исполняет цикл «Все органные сочинения И.С. Баха» (15 программ) в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Активную концертную деятельность А. Фисейский совмещает с педагогической работой, возглавляя кафедру органа и клавесина в Российской академии музыки им. Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии и России.

Музыкант явился инициатором и вдохновителем Международных фестивалей органной музыки в нашей стране. С 2005 года он проводит в Концертном зале им. П.И. Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ имени Гнесиных – ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке» и Международный фестиваль «Музыкальное приношение И. С. Баху».

Важнейшей частью просветительской деятельности А. Фисейского является пропаганда национального органного наследия. Это – семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году российский органист провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987-1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988-1994).

_________________________________________________________________________________

Кирилл Евгеньевич Волков (р. 1943) – выдающийся российский композитор нашего времени, народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Он является воспитанником  Московской консерватории, где занимался в классе композитора – классика XX века – Арама Ильича Хачатуряна. Ныне К. Волков возглавляет кафедру композиции и инструментовки Российской академии музыки имени Гнесиных.

Кирилл Волков – автор опер «Мужицкий сказ» (по рассказу Л.Сейфуллиной); «Наш Гайдар»; «Живи и помни» (по одноименной повести В. Распутина); «Печальный детектив» (по роману В. Астафьева); «Слон» (по комедии А. Копкова); «Тёркин, Тёркин…» (по А. Твардовскому).

Им написаны кантаты «Слово» (на строки из «Слова о полку Игореве»),  «Тихая  моя родина…» и «Взбегу на холм» (на стихи Н. Рубцова);  хоровая мистерия  «АВВАКУМ» (по «Житию протопопа Аввакума»); хоровой цикл «Сонеты У. Шекспира».

Композитором созданы две симфонии, концерт-картины «Андрей Рублёв», два концерта – для большого симфонического оркестра и для квартета арф с оркестром, сюита для квартета арф «Русские города», симфонический «Владимирский триптих» – и много других сочинений самых разнообразных жанров. В жанре камерной музыки – 5 сонат для фортепиано, 5 сонат для баяна, три сонаты для органа, соната-диптих для виолончели и органа, соната для виолончели и органа, «Поклон Томазо ди Челано» для тромбона и органа, «Складень» – диптих для баяна и органа.

К. Волков проявил себя как подлинный новатор, создав первый в истории музыки концерт для русского народного инструмента (домра) с симфоническим оркестром и оригинальный дуэт баяна с органом (произведение «Складень-икона», посвящённое свв. Мефодию и Кириллу), а также осуществив новый подход к репертуару оркестра русских народных инструментов, проявившийся в триаде сюит «Русские усадебные вальсы», «Дома Москвы» и «Бульвары Москвы». За оперу «Живи и помни», кантаты «Тихая моя Родина» и «Слово» композитору была присуждена Государственная премия России имени М. И. Глинки.

Кирилл Волков стал в 1996 г. первым композитором, удостоенным Всероссийского престижного приза «Душа танца» журнала «Балет» за музыку балета «Доктор Живаго», поставленного в США (г. Де Мойн) и в Болгарии (г. Варна).

Сочинения К. Волкова постоянно исполняются в Москве, других городах России и стран СНГ, а также в Германии, США, Канаде, Италии, Испании, Чехии, Словакии, КНР, Южной Корее, Болгарии, Польше, Великобритании.

_________________________________________________________________________________

Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Наталия Николаевна Гуреева родилась в Москве в семье инженера. Заниматься на фортепиано начала с 7 лет в Детской музыкальной школе имени Н. Я. Мясковского. В 1952-1956 гг. обучалась в Музыкальном училище при Московской консерватории (класс А. А. Николаева). В 1962 году окончила Московскую консерваторию по специальностям «фортепиано» и «орган» (класс Л. И. Ройзмана).

С 1962 года начала работать в Московской консерватории как ассистент Л. И. Ройзмана, в 1968 году получила самостоятельный органный класс. С 1962 по 2001 год преподавала концертмейстерское мастерство у пианистов. Во время преобразования органного класса в кафедру органа и клавесина при фортепианном факультете консерватории (1995) была назначена на должность заведующей кафедрой в звании профессора.

Воспитала ряд ярких органистов-исполнителей, среди которых — народный артист России Б. Романов, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Д. Дианов, С. Черепанов, а также Л. Карев, В. Масленникова, В. Муртазин, Ф. Строганов, О. Фадеева, М. Чебуркина и др.

Концертную деятельность начала в 1961 году, выступая в качестве солирующего органиста  и в ансамбле. В её концертном списке — выступления во многих городах России, странах СНГ и за рубежом: в Великобритании, Германии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Чехословакии, бывшей Югославии, Италии.

Художественный почерк Н. Гуреевой отличается глубиной содержания, благородной формой, элегантностью техники. В репертуаре органистки сочинения В. Любека, Д. Букстехуде, Ф. Куперена, И. С. Баха, Г. Пёрселла, Дж. Фрескобальди, А. Вивальди, Р. Шумана, Ф. Листа, М.  Регера, Я. Сибелиуса, К. Сен-Санса, В. Д’Энди, C. Франка, Д. Шостаковича, П. Хиндемита, О. Мессиана, А. Пярта, С. Губайдулиной, В. Кикты, Р. Леденёва и др.

Наталия Гуреева многократно участвовала в работе жюри Международных органных конкурсов, в том числе в качестве председателя. Ею записано более 10 грампластинок и компакт-дисков с сольными и ансамблевыми программами.

_________________________________________________________________________________

Выдающийся музыкант современности Зигмунд Сатмари родился в 1939 году в Венгрии, в настоящее время живёт в Германии. З. Сатмари обучался в Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште (класс органа – Ф. Гергели;  класс композиции – Ф. Сабо). Как исполнитель стажировался в Вене у А. Форера и во Франкфурте-на-Майне у Г. Вальхи; одновременно изучал современную музыку в Кёльне, занимался композицией с А. Пуссером и К. Штокхаузеном, брал уроки у Д. Лигети в рамках летних композиторских курсов в Дармштадте. В 1960 году Сатмари получил I премию на Международном конкурсе органистов имени Ф. Листа в Будапеште, а в 1972 году был удостоен Баховской стипендии в Гамбурге.

Завершив обучение в 1970 году, Зигмунд Сатмари сначала работал кантором в одном из округов Гамбурга, а затем – в Бремене. В 1972 году он начал преподавать в Любеке; в дальнейшем вел педагогическую деятельность в Бремене и Ганновере. В 1978 году Сатмари получил должность профессора Высшей школы музыки Фрайбурга. Он регулярно проводит мастер-классы в Гарлемской органной академии (Нидерланды), ведёт курс композиции в Дармштадте, читает лекции во многих консерваториях и университетах Европы, Северной Америки, Японии и Кореи.

В репертуаре органиста произведения, созданные в XVII-XXI вв. Он превосходно ориентируется в современной музыке, открывая слушателям художественный мир таких авторов, как Л. Берио, Д. Лигети, М. Кагель, Д. Куртаг, Дж. Кейдж, Х. Холлигер, Г. Лахенманн, В. Рим, П. Этвеш, В. Глобокар, П. Ружичка, Д. Шнебель, Г. Зендер, Р. Хаубеншток-Рамати, М. Ишии и других (в общей сложности на счету Сатмари около 120 премьер).

З. Сатмари получил известность не только как органист и педагог, но и как композитор, пианист и дирижёр. Его камерно-инструментальные произведения и опусы для хора и оркестра выпущены в свет издательствами  Bärenreiter и Moeck.

За активную концертную, педагогическую и композиторскую деятельность музыкант удостоен ряда престижных призов и наград, в том числе, премии Венгерского общества им. Ф. Листа (1987) и премии  Pro Artibus (2008). Зигмунд Сатмари – Почётный член Венгерской академии литературы и изящных искусств (2009).

Записи музыканта изданы фирмами Sony, Harmonia Mundi, Wergo, Signum, RCA, BIS, Hungaroton, ARE. Его дискография включает сочинения Баха, Листа, Дворжака, Лигети, современных авторов, а также собственные произведения.

_________________________________________________________________________________

Один из наиболее ярких представителй французской органной исполнительской школы Жан-Поль Имбер родился в 1942 году в городе Клермон-Ферран, где обучался игре на фортепиано и органе. В возрасте 15 лет получил должность органиста в церкви св. Жанны д' Арк.  В 1962-1965 гг. обучался в Париже у знаменитых органистов – Пьера Кошро  и Жана Гийю, которому впоследствии с 1971 по 1993 год ассистировал в парижской церкви св. Евстахия.

В 1993 году музыкант получил должность штатного органиста за инструментом Клойкера в соборе Снежного Покрова Пресвятой Богородицы в городе Альп д'Юэз, и был ответственным за организацию концертов, в которых выступали известные органисты со всего мира. С 1988 года здесь же он организует семинары для студентов из музыкальных учебных заведений разных стран, которые со временем приобретают форму учебных курсов, проводимых такими музыкантами, как панфлейтист Корнель Пана, дирижёр и скрипач Кристиан Чуча (мастерство хорового пения), Жан Луи Серр и Мария Тереза Келлер (оперное исполнение).   

С 1999 года он ежегодно преподавал в Бад-Риппольдзау в немецком Шварцвальде.

В 1997-2006 гг. был органистом базилики Божией Матери Неустанной Помощи в Париже, где много сделал для того, чтобы установленный здесь великолепный современный орган (Бургарель (1965) - Даргасси (1997-2004) получил широкую известность благодаря организованной им серии концертов «Дуэт с органом», а также самой церемонии официальной инаугурации инструмента в сентябре 2004 года с участием оркестра парижской Схола Канторум под управлением Мишеля Дэни. На этом органе музыкант осуществил несколько записей.

С 1982 года он преподаёт в Схола Канторум, и многие из его учеников стали известными в мире артистами.

Его концерты проходили, в основном, в Европе, где большой интерес у публики вызывали его новаторские регистровки и стремление использовать все художественные возможности инструментов. Он принимал участие в самых известных фестивалях: в  Кане, Шартре, на Радио Франс, в Равенне, Турине, Кембридже, Риме, Роквере, Бордо, Москве, Фрайбурге-в-Брайсгау, Гданьск-Оливе, Портсмуте, Лозанне. Наибольшие предпочтения музыкант отдаёт творчеству Баха, а также произведениям романтической школы, и его интерпретации получаются всегда очень живыми и красочными. Он написал ряд транскрипций сочинений Прокофьева, Рахманинова, Грига, Листа, Верди и Вагнера.

Жан Поль Имбер имеет знаки отличия: он является офицером ордена Искусств и изящной словесности от французского Министерства культуры и коммуникаций (2010) и кавалером ордена Академических пальмовых ветвей от французского Министерства национального образования (2014).

Его дискография включает записи на таких великолепных инструментах, как органы церкви св. Евстахия в Париже, концертного зала Тонхалле в Цюрихе, базилики св. Сатурнина в Тулузе, церкви св. Стефана в Кане, церкви св. Бонавентуры в Лионе, собора Снежного Покрова Пресвятой Богородицы в Альп д'Юэзе, базилики Божией Матери Неустанной Помощи в Париже. Он записал не только множество малоизвестных и редко исполняемых сочинений, но также и целый ряд транскрипций симфонических произведений, в том числе собственных транскрипций. За некоторые записи он получил награды, как например, от Академии Шарля Кро. У него есть также записи, сделанные в дуэте с трубачом Ги Тувроном, гобоистом Антуаном Себийотом и флейтистом Габриэлем Фюме.

_________________________________________________________________________________

Главный органист Кафедрального собора в Оливе (Гданьск) Роман Перуцкий занимался органом в Гданьской Музыкальной академии под руководством профессора Леона Батора. По окончании Академии (1985) он начал преподавать в стенах alma mater. Сегодня профессор Роман Перуцкий занимается педагогической деятельностью в Музыкальной академии Гданьска и в других учебных заведениях, проводит мастер-классы в Польше, Португалии, Мексике, России и Франции.

Далеко за пределами Польши Роман Перуцкий известен как органист-виртуоз. Он исполнил более двух тысяч программ: сольных, камерных, с симфоническими оркестрами, в дуэте с супругой – скрипачкой Марией Перуцкой. Ему аплодировала публика в Европе, Канаде, США, Японии и Австралии. Яркими вершинами творческой биографии маэстро стали концерты в парижском соборе Нотр-Дам и кафедральном соборе Гента. Органист записал множество компакт-дисков, его концерты транслировались Польским радио и телевидением, он был членом жюри международных органных конкурсов в Италии, Чехии, России, Франции и Польше.

Исполнительскую и педагогическую деятельность Роман Перуцкий успешно совмещает с общественной работой в качестве консультанта Президента города Гданьска по органной культуре и Президента Общества «Musica sacra» и Общества друзей Кафедрального собора в Оливе. Он занимает ряд ответственных административных постов, в частности: директора Балтийского филармонического оркестра, художественного руководителя Международного органного фестиваля в Кафедральном соборе Оливы и Международного конкурса имени Я. П. Свелинка в Гданьске, а также руководителя других международных органных форумов в Польше.

За выдающиеся творческие достижения и многообразную общественную деятельность Роман Перуцкий награжден Премией Министерства культуры Польши, многими премиями администрации города Гданьска и высшим знаком отличия Ватикана – «Pro ecclesiae et pontifice», а также наиболее драгоценным для самого исполнителя Орденом св. Сильвестра.

_________________________________________________________________________________

Видный австрийский органист и дирижёр Клаус  Кухлинг проходил обучение концертному исполнительству, церковной музыке и инструментальной педагогике в Венской высшей школе музыки и исполнительского искусства у профессоров Петера Планявского и Альфреда Миттерхофера.

Имел лекционную практику в Университете музыки и исполнительского искусства в Вене в качестве ассистента профессора Петра Планявского с 1998 по 2013 гг. C 1991 года читает лекции в Государственной консерватории федеральной земли Каринтии (Австрия) по курсам органа, импровизации и камерной музыки.

Соборный органист с 1992 года. Концертирует в стране и за рубежом в качестве солиста и в составе интернациональных дуэтов. Проводит мастер-классы и концерты органной камерной музыки.

Руководит хором «Мадригал» в Клагенфурте (Каринтия) с 1998 года, с которым осуществил несколько студийных и концертных записей.

Участвовал в многочисленных записях на радио и CD, премьерах, телепостановках, интерактивных арт-проектах (танец, изобразительное искусство и т.д.).

Выступал в качесте дирижёра в хоровых и оркестровых концертах с такими масштабными произведениями, как «Сотворение мира» Гайдна, «Реквием» Моцарта, «Немецкий реквием» Брамса, «Магнификат», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну», кантаты Баха, «Чичестерские псалмы» Бернстайна и др.

_________________________________________________________________________________

Органист, педагог, исследователь органной истории Петербурга, один из наиболее авторитетных специалистов по музыкальному творчеству В.Ф. Одоевского  Юрий Николаевич Семёнов окончил Ленинградскую консерваторию в 1975 году по классам хорового дирижирования (преп. Т.И. Хитрова) и органа (проф. Н.И. Оксентян) и ассистентуру-стажировку в Московской консерватории в 1981 году (проф. Л.И. Ройзман). Ведёт органный класс в Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова с момента его открытия в 1981 году, преподаёт на кафедре органа и клавесина в Санкт-Петербургской консерватории.

В 1980-е - 2000-е консультант по музыкальным инструментам и механизмам Государственного Эрмитажа. Участвовал в реставрации часов «Павлин», большого механического органа-часов Г. Штрассера (нач. XIX в.) и органа-позитива с часами У. Уинроу (1-я половина XVIII в.).

Ю. Семёнов обнаружил в ГЦММК им. М.И. Глинки в Москве неизвестные и считавшиеся утерянными органные сочинения князя В.Ф. Одоевского. Расшифровка органных сочинений Одоевского и издание завершены в 2003 году; запись на диске вышла в 2007 году.

Консультант-эксперт нескольких органных проектов в Петербурге, в том числе переноса и реставрации органа Мальтийской капеллы (2004-2005). Автор статей по истории органного искусства.

В 2006-2009 гг. преподавал в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве.

@Mail.ru Rambler's Top100