RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Валькова Вера Борисовна

Профессор кафедры истории музыки

Валькова Вера Борисовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История зарубежной музыки, История музыки (зарубежной, отечественной), История русской музыки, Научно-исследовательская работа, Специальный класс, научное руководство дипломными работами музыковедов, диссертациями магистрантов, аспирантов
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 50.06.01 Искусствоведение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, теоретик и педагог музыкального училища
Ученая степень
доктор искусствоведения
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
47 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
47 лет

Биография

Музыковед, профессор, член Союза композиторов России.

В 1971 с отличием окончила Горьковскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по специальности музыковедение (дипломная работа на тему: «Музыкальная драматургия Второй симфонии В. Лютославского», научный руководитель Б.С. Гецелев). В том же году начала преподавательскую работу в Горьковской консерватории.
В 1977 году окончила аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных в Москве (научный руководитель — В.П. Бобровский). В 1981 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Новые виды тематизма в советской симфонической музыке 1960–70-х годов».
С 1985 — доцент, с 1991 года профессор кафедры истории музыки в Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки. В 1993 году защитила докторскую диссертацию на тему «Музыкальный тематизм – мышление – культура».
С 2000 года живет и работает в Москве, совмещая до 2009 года должность профессора кафедры истории музыки в Российской академии музыки им. Гнесиных с преподаванием в Нижегородской консерватории, а с 2008 года — с работой в должности ведущего научного сотрудника в Государственном институте искусствознания.
Студенты В.Б. Вальковой неоднократно становились лауреатами конкурсов научных работ (среди них — А. Бибикова, Е. Ключникова).Под научным руководством В.Б. Вальковой подготовлены и защищены 13 кандидатских диссертаций. В разные годы была председателем Государственной комиссии на выпускных экзаменах в Музыкальном училище имени Гнесиных в Москве, в Красноярской академии музыки и театра, Казанской гос. консерватории, Нижегородской гос. консерватории.
В течение нескольких лет В.Б. Валькова была заместителем председателя Диссертационного совета при Казанской консерватории, членом Диссертационных советов при Нижегородской консерватории и РАМ имени Гнесиных.
В 1996 году В.Б. Валькова была руководителем проекта «Искусство ХХ века: уходящая эпоха?» в Нижнем Новгороде (Международная научная конференция, выставки, концерты).
В.Б. Валькова является организатором ряда научных конференций, проводившихся в РАМ имени Гнесиных: в 2007 году – «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках», 2010 – «Музыковедческий форум 2010», ставший циклом международных научных конференций (проводится раз в два года).
В 2013–2016 В.Б. Валькова – руководитель научно-исследовательского центра «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий» при РАМ имени Гнесиных.
Валькова В.Б. — участник многих международных научных конференций в России и за рубежом: в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Красноярске, Тампере (Финляндия), в Вильнюсе (Литва), в Берлине, Лёвене (Бельгия), Лондоне.
В.Б.Валькова выступает с лекциями и мастер-классами в разных вузах страны: Красноярске (2006), Волгограде (2005, 2008), в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) города Москвы. «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» (ГБУ ДПО г. Москвы «ДОП СКИ» (декабрь 2020).

Участие в международных научных конференциях за последние 10 лет:

  • Международная конференция «Романтизм: истоки и горизонты». РАМ имени Гнесиных, МГК им. П.И. Чайковского, 24–26 февраля 2011. Доклад на тему «Романтизм как основа рецепции творчества С.В. Рахманинова»
  • Международная конференция «С.С. Прокофьев в современном мире». 27–30 апреля 2011. Доклад на тему «Модель большой русской симфонии в творчестве Прокофьева».
  • Международная конференция «Музыковедение в XXI веке». РАМ имени Гнесиных, 3–5 апреля 2012. Доклад на тему «Символика сна в поэме “Колокола” Э. По – К. Бальмонта – С. Рахманинова».
  • Международная конференция «Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века». ГИИ, 16–19 апреля 2012. Доклад на тему «Сокровенные смыслы поэмы “Колокола” Э. По – К. Бальмонта – С. Рахманинова».
  • Международная конференция «Актуальность истории: о высшем музыкальном образовании в Нижнем Новгороде», 11–12 декабря 2011. Доклад на тему «Третья симфония Р.М. Глиэра: опыт обновления русской эпической традиции»
  • Международная конференция «С.В. Рахманинов и мировая культура». 15–16 мая 2013. Доклад на тему: «Символика сна в поэме “Колокола” С. Рахманинова».
  • «Наследие Рахманинова в культурном универсуме». РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 21–23 марта 2013. Доклад на тему: «Интертекстуальные диалоги в поэме С.В. Рахманинова “Колокола”».
  • Международная конференция «Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее». МГК им. П.И. Чайковского, ВМОМК им. М.И. Глинки. Русское музыкальное издательство. 18–20 апреля 2013. Доклад на тему: «Интертекстуальные диалоги в поэме С.В. Рахманинова “Колокола”».
  • The International Conference Sociocultural Crossings and Borders. Musical Microhystories. Vilnius, 4–7 September 2013. Доклад на тему: «Inter-Textual Dialogues in Sergey Rakhmaninov’s Poem The Bells».
  • EuroMAC-2014. Leuven. Eight European Music Analysis Conference 17–19 September 2014. Доклад на тему: «The Category of “spread-out Theme” in Contemporary Russian Music Theory» [Понятие «рассредоточенная тема» в современной российской теории музыки]
  • II научное собрание памяти С.В. Рахманинова. Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», Тамбовская область, 14–15 мая 2015. Доклад на тему: «Рахманинов и музыкальные идиомы Серебряного века».
  • Второй конгресс Общества теории музыки. «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве». МГК им. П.И. Чайковского, 26–29 сентября 2015. Доклад на тему: «Понятие “музыкальная идиома” в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения».
  • Международная конференция «С.В. Рахманинов и проблема исторической памяти России». Санкт-Петербург, Арт-холдинг «Рахманинов», 3–4 декабря 2015. Доклад на тему: «Лондонский дебют С.В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету».
  • Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2016». РАМ имени Гнесиных, ГИИ, 3–5 октября 2016. Доклад на тему: «Биография музыканта в свете принципов микроистории».
  • Международная научная конференция «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки». Нижний Новгород, 14–18 ноября 2016. Доклад на тему: «Лондонский дебют С.В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету».
  • Международная научная конференция «Научные идеи В.П. Бобровского в контексте современного музыкознания. К 110-летию со дня рождения В.П.Бобровского (1906–2016)». Уфа, 22–24 ноября 2016. Доклад на тему: «Вокруг Десятой симфонии Д. Шостаковича: к истории рецепции произведения».
  • Международная научная конференция «Russia and the Musical World: Nineteenth-Century Networks of Exchange». The Goldsmith University, London, December 16. Доклад на тему: «S.V. Rachmaninov’s Debut in London: Materials for a Biographic Episode».
  • Международная конференция «Музыкальный мир С.В. Рахманинова на рубеже XX–XXI веков: проблемы диалога культур». Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 17–20 октября 2017. Доклад на тему: «Биографический документ как источник незнания: из опыта работы над Летописью жизни и творчества С.В. Рахманинова».
  • III конгресс Общества теории музыки. «Революция в истории музыкальной культуры (к столетию революции 1917 года)». МГК им. П.И. Чайковского. 25–29 сентября 2017. Доклад на тему: «С.В. Рахманинов и русская революция».
  • Конференция «Рахманиновские дни. К 145-летию со дня рождения С.В.Рахманинова». Российский национальный музей музыки. 3 апреля 2018г. Доклад «Загадки биографии С.В.Рахманинова».
  • Конференция «Рахманиновские дни. К 145-летию со дня рождения С.В.Рахманинова. ДМШ им. С.В.Рахманинова. 5 апреля 2018г. Доклад «”Слава” или “Славься”: об одном хоровом произведении С.В.Рахманинова».
  • Международная научная конференция «С.В.Рахманинов и мировая культура. К 145-летию со дня рождения композитора». Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». 17-18 мая 2018 г. Доклад «Микротематизм Рахманинова и его аналоги в музыке начала ХХ века».
  • Международная научная конференция «С.В.Рахманинов и мировая культура. К 145-летию со дня рождения композитора». Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». 17-18 мая 2018 г. Доклад «С.В.Рахманинов и политические события в России начала ХХ века».
  • Вторая международная научно-практическая конференция «Гнесинские педагогические школы: история и современность». Российская академия музыки имени Гнесиных. 27—29 февраля 2019. Доклад «Учительство как свойство личности: В. П. Бобровский».
  • Международная научная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом». Санкт-Петербург, 2019. 18—21 марта 2019. Доклад «Н. А. Римский-Корсаков в творческой судьбе С. В. Рахманинова».
  • Международная научная конференция «Музыкальная композиция: от интенции к опусу». Российская академия музыки имени Гнесиных. 9–11 апреля 2019. Доклад: «Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова».
  • Четвертый Международный конгресс Общества теории музыки. «Термины, понятия и категории в музыковедении». Казань, 2—5 октября 2019. Доклад: «”Микротематизм”: перспективы применения и уточнения музыковедческого понятия».
  • «Музыковедческий форум 2020» Москва, РАМ имени Гнесиных совместно с ГИИ. Доклад: «Третья симфония С.В. Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды»
  • XXI Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом – зарубежные музыкальные архивы В России». МГК. 24 марта 2021. Доклад «Новое о лондонском дебюте С.В. Рахманинова (по архивным фондам Британской библиотеки)».
  • IV международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы». РАМ им. Гнесиных 14 апреля. Доклад: «Микропроцессы в музыкальной форме: пути научного осмысления».
  • Международная конференция «С.В.Рахманинов в современном мире». Межрегиональная общественная организация «Рахманиновское общество». 25 мая 2021. Доклад: «Третья симфония С.В.Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды».

В.Б. Валькова – автор монографий: «Музыкальный тематизм – мышление – культура». (Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, 1992); «С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени» Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016; «Летопись жизни и творчества С.В. Рахманинова. Часть 1: 1873–1899). Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2017. Ею опубликовано более 100 научных работ, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, музыкальной культуры рубежа XIX–XX веков, творчеству В. Лютославского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Р. Леденева и др. Автор ряда статей для «Музыкальной энциклопедии» (1981). Редактор-составитель нескольких научных сборников.

Основные публикации за последние 10 лет:

  1. Большая русская симфония как феномен музыкальной культуры рубежа XIX-XX веков // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 10–13
  2. Русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка и время. 2012. № 2. С. 18–21.
  3. Третья симфония Р.М.Глиэра: опыт обновления русской эпической традиции // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород. 2012. № 2. С. 61–67.
  4. Вне лозунгов и корпораций: русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка в содружестве искусств и философско-эстетическая мысль. Аспекты исторического музыкознания – V. Харьков, 2012. С. 29–40.
  5. Fenomen Pierwszej symfonii Rachmaninowa. Przeklad Piotra Nikolskiego // http://www.demusica.pl/?Pismo_Muzykalia:Muzykalia_XIV%2FZeszyt_rosyjski_2.
  6. Сокровенные смыслы поэмы «Колокола» Э. По – К. Бальмонта – С. Рахманинова // Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века. Сб. статей. / Отв. ред: Н.А. Хренов, И.Е. Светлов. М.: Государственный институт искусствознания, 2013. С. 110–118.
  7. Музыкально-поэтические диалоги в поэме С.В.Рахманинова «Колокола» // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 11–20.
  8. Феномен Первой симфонии С.В. Рахманинова // Наследие: русская музыка – мировая культура. XVIIIXIX век. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2013.
  9. Valkova Vera. The Category of “spread-out Theme” in Contemporary Russian Music Theory (Понятие «рассредоточена тема» в современной российской теории музыки) // EuroMAC – 2014. Leuven. Eight European Music Analysis Conference. 17–19 September 2014. Abstracts. P. 379.
  10. «Рассредоточенная тема»: пути отечественного музыкознания в зеркале истории одного понятия // Проблемы музыкальной науки. Российский научный журнал. 2015. № 2 (19). С. 16–21.
  11. Val’kova Vera. Intertextual Dialogs in Rachmaninov’s The Bell // Sociocultural Crossings and Borders: Musical Microhistories. / Editing and Compiling Rūta Stanevičiūtė, Rima Povilionienė. Vinius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2015. P. 470–480.
  12. С.В. Рахманинов и музыкальная Москва: 1880–1890-е годы // Вестник славянских культур: науч.-информ. журн. / учредитель ФГБОУ ВПО «ГАСК». 2015. № 4 (38), декабрь. М.: «ГАСК», 2015. С 182–205.
  13. Интертекстуальные диалоги в поэме Рахманинова «Колокола» // Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее: сборник статей /ред.-сост. И.А. Скворцова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 64–73.
  14. Лондонский дебют С.В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету // С.В. Рахманинов и проблема исторической памяти России: материалы Международной научно-практической конференции, 3–4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред. сост. И.Н. Вановская. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 188 с.
  15. С.В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени. Сборник статей: сборник статей / В.Б. Валькова; отв. ред. И.Н. Вановская; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», Гос. ин-т искусствознания. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2016. 200 с.
  16. С.В. Рахманинов: Летопись жизни и творчества. Часть 1: 1873–1899. Тамбов: Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2017. 276 с.
  17. Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт применения и осмысления // Журнал ОТМ. 2017. № 1. Код доступа: http://journal-otmroo.ru/node/6
  18. Valkova V.B. The Category of the “Spread-out Theme” in Contemporary Russian Music Theory // Topical areas of fundamental and applied research [Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований]. XII Vol. 1 spc Academic Create Space 4900 La Cross Road, North Charleston, SC, USA 29406 2017. [Материалы XII международной научно-практической конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» 5-6 июня 2017 г.]. North Charleston, USA Том 1 P. 14–23.
  19. Современное музыкознание и принципы микроистории // Музыкальная академия. 2017. № 1. С. 67–70.
  20. Валькова В.Б., Медведева И.А. Обзор публикаций о С.В.Рахманинове. Интервью в связи с выходом в свет «Летописи жизни и творчества С.В.Рахманинова» // Музыкальное обозрение. 2017. № 11 (419-420).
  21. Валькова В.Б. Виктор Петрович Бобровский // Записки Мемориального музея-квартиры Ел.Ф.Гнесиной. Вып. 3. По страницам Гнесинских чтений. М., 2018. С. 152-157.
  22. Валькова В.Б. Биографический документ как источник незнания (из опыта работы над «Летописью жизни и творчества С.В.Рахманинова) // Музыкальный мир С.В.Рахманинова на рубеже XX-XXI веков: проблемы диалога культур. Ростов-на-Дону, 2017. С. 23-36.
  23. Валькова В.Б. С.В.Рахманинов и русская революция // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018, № 2. С. 27-41.
  24. Валькова В.Б. Рецензия на книгу: А.Т.Гречанинов. Воспоминания. Публикации. Переписка. В 2-х т. / Сост, вступ. статья, комм. Е.Б.Сигейкиной. М.: Музыка, 2017 // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 2, апрель-июнь 2018. С. 187-190.
  25. Валькова В.Б. Вокруг Десятой симфонии Шостаковича: к истории рецепции произведения // Жизнь музыки. Вып. 2. К 110-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, 2018. С. 202-212.
  26. Валькова В. Б. Провинциальные конфликты: к проблеме «центр — периферия» в деятельности ИРМО // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. Вып. 17. Императорское Русское музыкальное общество: на переломах истории: Материалы Международной научно-практической конференции / [отв. ред. Е.Е. Полоцкая]; Урал. гос. консерватория имени М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2019. – 250 с.: ил. С. 112—125. РИНЦ
  27. Валькова В. Б. Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 198-217.
  28. Н. А. Римский-Корсаков в творческой судьбе С. В. Рахманинова // Римский-Корсаков — 175. Год за годом. Сборник тезисов Международной конференции 18–21 марта 2019. Санкт-Петербург, 2019. С. 26.
  29. Intonation Models of N. A. Rimsky-Korsakov in the Music of S. V. Rakhmaninov. (Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова) // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: от интенции к опусу. Материалы III Международной научной конференции, 9–11 апреля 2019 г. / Под ред. И. П. Сусидко, Т. В. Цареградской, П. В. Луцкера, Н. В. Пилипенко, Ю. И. Агишевой. Тезисы докладов на англ. яз. М.: РАМ, 2019. С. 12.
  30. Интонационные модели Н. А. Римского-Корсакова в музыке С. В. Рахманинова // Сетевой электронный научный журнал «Современные проблемы музыкознания» (РАМ имени Гнесиных). 2019. № 3.
  31. Учительство как свойство личности: В. П. Бобровский // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сборник статей по материалам Второй Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2019 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 176-183.
  32. Письма в Лондон: новое о первом зарубежном выступлении С.В.Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2020. Вып. 3. С. 204-218. Scopus. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3/204-218 ORCID: 0000-0002-5858-0613
  33. Биография музыканта в свете принципов микроистории // Диалектика классического и современного в музыке: новые векторы исследования. Тамаре Николаевне Левой посвящается. Ред.-сост. Т.Б.Сиднева; Нижегородская гос. консерватория им. М.И.Глинки. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2021. – 440 с., ил. С. 140-149.
  34. Третья симфония С.В.Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды // Проблемы музыкальной науки. 2021. Вып. 1. С. 28-37. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.17674/1997-0854.2021.1.028-037 ORCID: 0000-0002-5858-0613.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»