RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Белогурова Лариса Михайловна

Заведующая кафедрой этномузыкологии

Белогурова Лариса Михайловна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Музыкальная регионалистика и ареалогия, Народное музыкальное творчество, Научно-исследовательская работа, Обработка и систематизация фольклорно-этнографических материалов, Преддипломная практика, Преддипломная практика (научно-исследовательская работа), Расшифровка и анализ образцов музыкального фольклора, Специальный класс
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53.05.05 Музыковедение
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель, музыкальный критик
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
31 год
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
17 лет

Биография

Этномузыколог, педагог, редактор.

В 1984 году окончила теоретическое отделение Тамбовского музыкального училища им.С.В.Рахманинова. В 1989 – историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ (ныне – РАМ) им.Гнесиных (класс профессора М.А.Енговатовой), затем аспирантуру РАМ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию «Мелогеография Смоленского региона и проблема реконструкции этнокультурного ландшафта».
Основные научные интересы связаны с географией народной музыкальной культуры. Л.М.Белогурова – один из ведущих в нашей стране исследователей в области картографирования и ареалогического изучения явлений музыкального фольклора. Специалист по музыкальной культуре западнорусских, белорусских и украинских народных традиций. Стаж полевой собирательской работы ведет отсчет с 1985 года (экспедиционные выезды в Смоленскую, Брянскую, Псковскую, Орловскую, Воронежскую, Белгородскую, Тамбовскую, Тверскую, Рязанскую области России, Витебскую и Могилевскую области Белоруссии).

Участник многих международных научных конференций как в России, так и за рубежом. Руководитель и участник нескольких научных проектов РФФИ и РГНФ. Автор более 50 научных публикаций. Среди основных — многотомное научное издание «Смоленский музыкально-этнографический сборник» (член постоянного авторского коллектива, ответственный редактор 4-го тома «Свадьба Днепровского левобережья: ритуал и музыка»). В 2012 стала основателем и главным редактором журнала «Вопросы этномузыкознания» – единственного в России и за рубежом специализированного периодического издания, посвященного проблемам этномузыкологической науки.

В 2021 г. награждена Почетной грамотой Министерства науки и высшего образования.

Среди работ, опубликованных в последние годы:

  • Музыкальная культура белорусско-украинского ареала в восточнославянском контексте 1. Система макрорегиональных традиций // Слов’янська мелогеографiя. Кн. 2. (Проблеми этномузикологiï: Збiрник наукових статей. Вип. 6 / Ред-упор. I. Клименко.— Киïв: НМАУ iм. П.I. Чайковського , 2011. С.34–42, к5.
  • Музыкальная культура белорусско-украинского ареала в восточнославянском контексте 2. Контактные зоны // Слов’янська мелогеографiя. Кн. 4. (Проблеми этномузикологiï: Збiрник наукових статей. Вип. 8 / Ред-упор. I. Клименко.— Киïв: НМАУ iм. П.I. Чайковського , 2013. С.10–19, к20–к22.
  • Жанровая система смоленского песенного календаря в восточнославянской перспективе // Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике — проблемы и перспективы. М.: РГГУ, 1915. С. 83–95.
  • Лирические песни горных мари: искусство транспозиции // Вопросы этномузыкознания. 2015. № 3(12). С. 90–111. (В соавторстве с А.Н. Смирновой)
  • Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т.4. Свадьба днепровского правобережья: ритуал и музыка. (Отв. ред. Член авторского коллектива). М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2016. (58 п.л.; авт. доля 7 п.л.)
  • Сиротские песни смоленской свадьбы в ареальном ключе // Вопросы этномузыкознания. 2015. № 4(13). С. 76–87.
  • К 80-летию «Интонационных элементов русской частушки» // Вопросы этномузы-кознания. 2016. № 2(15). С. 38–51. (В соавторстве с В.Д. Никешичевой)
  • Балто-славянские фольклорные древности: свадебные дразнилки // Tradicija ir dabartis / Tradition & Contemporarity. № 13. Klaipeda, 2018. P. 39–59.

Педагогическую деятельность начала в Тамбовском музыкальном училище (1989-1992) как преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. В 1995 поступила на работу в РАМ им.Гнесиных: преподавателем кафедры истории музыки и специалистом Проблемной научно-исследовательской лаборатории (ведущий научный сотрудник).
С 2012 преподает на кафедре музыкально-прикладного искусства, с 2018 — заведующая кафедрой этномузыкологии, где читает курсы «Народное музыкальное творчество», «Этнография восточных славян», «Регионалистика и музыкальная ареалогия» и другие, ведет индивидуальные занятия по специальным дисциплинам у студентов-этномузыкологов, руководит фольклорно-этнографической (экспедиционной) практикой студентов ИТК факультета.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»